УДК 378.17 Забота о здоровье в вузах
В свете внедрения в образовательную деятельность образовательных организаций высшего образования федеральных образовательных стандартов нового поколения актуальным представляется вопрос о содержании здоровьесберегающих технологий в образовательных программах вузов. Вместе с тем профессорско-преподавательским составом ведомственных вузов данная цель понимается только в одной плоскости – совершенствовании физической подготовки курсантов. Из виду совсем утеряна главная составляющая здоровьесбережения – осознанное и всестороннее формирование здорового образа жизни будущего сотрудника. Целью нашей работы явилась разработка научного обоснования по формированию здоровьесберегающей компетенции в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
образовательная деятельность, здоровьесберегающие компетенции, матрица компетенций, здоровый образ жизни
1. Алямшина Н. Х., Кобелькова Т. С., Рубина Е. В. Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся // Молодой ученый. 2019. № 8 (246). С. 157–159.
2. Караева М. Г. Создание здоровьеразвивающей среды в образовательном учреждении // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 5. С. 56–61.
3. Щекотихин М. П. Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и прикладная физическая культура в вузе как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов // Наука-2020. 2017. № 1 (12). С. 211–220.
4. Баламут А. Н. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть. Психологическая служба в правоохранительных органах. Вологда, 2013. С. 36–39, 57–64.
5. Котенева А. В., Кокурин А. В., Литвинова А. В., Гончаренко А. В. Профессиональное самоотношение и адаптация сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 20–35. DOI:https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100302.
6. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117–126.
7. Спенсер Л., Компетенции на работе / Л. Спенсер, С. Спенсер. М.: Гиппо, 2010. 384 c.
8. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. д.п.н. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
9. Розин А. А. Педагогическое стимулирование самостоятельной деятельности курсантов военного вуза: монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 22 c.
10. Кундозерова Л. И. Дополнительные компетенции курсантов института ФСИН России в условиях реформирования пенитенциарной системы // Теория и практика социогуманитарных наук. 2020. № 1 (9). С. 18–31.
11. Васильева И. В. Педагогические условия развития универсальных компетенций курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний в процессе гуманитарного образования на материале иностранного языка (опыт Академии ФСИН России) // V международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий): сборник тезисов выступлений и докладов участников: в 9 т. Том 8. Рязань: Академия ФСИН России, 2021. С. 124–128.
12. Никитина Т. В. Структура и содержание профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. Том 7. № 1. 2018. С. 32–36.
13. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
15. 42 с.
16. Овчарова Е. В., Левичев А. А. Психологическая устойчивость сотрудников уголовно-исполнительной системы к экстремальным условиям служебной деятельности // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4 (61). С. 35–44.
17. Азарко Е. М. Здоровьесберегающий подход при проведении комплексных программ медико-психологической реабилитации пожарных и спасателей // Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля. Теория и практика: сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции. М.: КРЕДО, 2017. C. 15–27.
18. Бурт А. А., Сандалов И. Ю. Роль здоровьесберегающей компетенции в служебно-боевой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: научно-практическое ежеквартальное издание. Выпуск 2. 2022. С. 50–52.
19. Бурт А. А., Сандалов И. Ю. Анализ устойчивости к стрессорным факторам пенитенциарной системы у сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25. № 3. С. 25–29. DOI:https://doi.org/10.17116/profmed20222503125.
20. Сандалов И. Ю., Бурт А. А. К вопросу о формировании компетенции личностного самосовершенствования по физической подготовке сотрудников силовых подразделений ФСИН России // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции / сост. В. А. Овченков. Том I. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 295–297.
21. Иванова С. В. Условия психологического обеспечения эффективности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 3 (34). С. 127–134.
22. Bourbonnais R., Jauvin N., Dussault J., Vézina M. Psychosocial work environment, interpersonal violence at work and mental health among correctional officers. Int J Law Psychiatry. 2007 Jul-Oct; 30 (4-5): 355-68. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijlp.2007.06.008.
23. Bravo D. S., Gonçalves S. G., Girotto E., González A. D., Melanda F. N., Rodrigues R., Mesas A. E. Working conditions and common mental disorders in prison officers in the inland region of the state of São Paulo, Brazil. Cien Saude Colet. 2022 Dec; 27 (12): 4559-4567. Portuguese, English. DOI:https://doi.org/10.1590/1413812320222712.10042022.
24. Hall T. The effects of physical fitness policies on law enforcement officers’ phyical fitness levels: dis. … Doctor of Philosophy. Liberty University, Lynchburg, VA 2022. 141 p.
25. Wu J., Wu Q., Xia M., Xiao J., Yan X., Li D. A study on mental health and its influencing factors among police officers during the COVID-19 epidemic in China. Front Psychiatry. 2023 Jun 7; 14: 1192577. DOI:https://doi.org/10.3389/fpsyt.2023.1192577.
26. Burt A. Occupational risk factors for correctional workers in the volga federal district // European proceedings of social and behavioural sciences EpSBS. Vol. 90. Krasnoyarsk: European Proceedings, 2020. P. 1620–1628. DOI:https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.03.186.
27. Поляк Д. А., Осадчая Л. А. Формирование универсальных компетенций бакалавра физической культуры // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 222–228.
28. Тарханова И. Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 110–118.
29. Тарханова И. Ю. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов специальности «социальная педагогика» в ходе педагогической практики // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 1. С. 131–134.
30. Тарханова И. Ю., Харисова И. Г. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 136–145.
31. Karaeva M. G. Creation of a health-developing environment in an educational institution // Municipal education: innovations and experiment. 2008. No. 5. P. 56–61. (In Russ.)
32. Spencer L., Competencies at Work / L. Spencer, S. Spencer. Moscow: Gippo, 2010. 384 p. (In Russ.)
33. Vasilyeva I. V. Pedagogical conditions for the development of universal competencies of cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service in the process of humanitarian education based on a foreign language (the experience of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia) // 5th International Penitentiary Forum “Crime, Punishment, Correction” (dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation in 2021): a collection of abstracts of speeches and reports of participants: in 9 volumes. Volume 8. Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2021. P. 124–128. (In Russ.)
34. Nikitina T. V. Structure and content of professional communicative competence of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia // Scientific research and development. Social and humanitarian research and technology. Vol. 7. No. 1. 2018. P. 32–36. (In Russ.)
35. Khutorskoy A. Key competencies as a component of personality-oriented education // Public education. 2003. No. 2. P. 58–64. (In Russ.)
36. Burt A. A., Sandalov I. Yu. The role of health-preserving competence in the service and combat training of employees of the penal system of Russia // Scientific works of the Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia: scientific and practical quarterly publication. Issue 2. 2022. P. 50–52. (In Russ.)
37. Burt A. A., Sandalov I. Yu. Analysis of resistance to stress factors of the penitentiary system among employees of the federal penitentiary service of Russia // Preventive Medicine. 2022. Vol. 25. No. 3. P. 25–29. DOI:https://doi.org/10.17116/profmed20222503125. (In Russ.)
38. Sandalov I. Yu., Burt A. A. On the Formation of the Competence of Personal Self-Improvement in Physical Fitness of Employees of the Law Enforcement Units of the Federal Penitentiary Service of Russia // The Penitentiary System and Society: Experience of Interaction: Collection of Materials of the 7th International Scientific and Practical Conference / compiled by V. A. Ovchenkov. Volume I. Perm: Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 2020. P. 295–297. (In Russ.)
39. Bravo D. S., Gonçalves S. G., Girotto E., González A. D., Melanda F. N., Rodrigues R., Mesas A. E. Working conditions and common mental disorders in prison officers in the inland region of the state of São Paulo, Brazil. Cien Saude Colet. 2022 Dec; 27 (12): 4559-4567. Portuguese, English. DOI:https://doi.org/10.1590/1413812320222712.10042022.
40. Polyak D. A., Osadchaya L. A. Formation of universal competencies of a bachelor of physical education // Scientific notes of Lesgaft University. 2018. No. 5 (159). P. 222–228. (In Russ.)
41. Tarkhanova I. Yu. Formation of key professional competencies of students majoring in “social pedagogy” during pedagogical practice // Bulletin of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2010. Vol. 16. No. 1. P. 131–134. (In Russ.)