Институт стратегических исследований ГБНУ "Академия наук Республики Башкортостан" (Научный центр изучения социального развития региона, старший научный сотрудник)
г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
УДК 371 Организация воспитания и образования. Школоведение
ГРНТИ 04.51 Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов
ББК 605 Социология
Посредством анализа официальных статистических данных обоснована актуальность выбранной темы, выявлены нарастающие тенденции детской инвалидизации как по России в целом, так и по Республике Башкортостан. Даны понятия «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», специфика его статуса в отличие от ребенка-инвалида. На основе хронологического анализа региональной нормативной правовой базы, кодифицирующей вопросы организации образовательной деятельности детей с особыми, в том числе образовательными, потребностями, исследованы ведущие в этой области законы, регламентирующие управленческую практику. Меры социальной поддержки детей с особенностями развития и ключевые моменты формирования системы инклюзивного образования отражены в ряде постановлений Правительства Республики Башкортостан. Региональная образовательная политика включает комплекс мер, направленных на получение ребенком с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью полноценного образования, на повышение доступности общего образования для всех детей вне зависимости от индивидуальных особенностей. В числе данных мер и разработка адаптированных основных образовательных программ, и новые профессиональные стандарты должностей педагогических работников, благодаря которым дети с особыми потребностями могут получить основное общее образование.
дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, Республика Башкортостан, нарушения здоровья, общее образование, инклюзивное образование, адаптированные общеобразовательные программы, учебный процесс, закон, постановление.
1. Бобкова О. В., Гамаюнова А. Н. Особенности коммуникативной компетентности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14. № 1 (53). С. 7–15.
2. Гимаев И. З. Социальная сфера Республики Башкортостан –приоритетное направление государственной политики // Экономика и управление. 2015. № 6. С. 8–14.
3. Гайфуллин А. Ю. Приоритеты социальной политики республики Башкортостан в отношении молодежи // Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 4 (8). С. 111–120.
4. Кашапова Л. М. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование процесса внедрения инклюзивного образования // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Сер.: Экономика. № 2 (2). 2012. С. 131–136.
5. Корнилова А. Г., Аргунова Т. П. Философские и социально-педагогические аспекты интеграции детей с особыми образовательными потребностями в социум // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества : сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума Северо-Восточного федерального университета. 2014. С. 1297–1304.
6. Чекменева Т. Г. Образование как социальный институт: теоретические подходы // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6. № 4. С. 150–153.
7. Шереги Ф. Э. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. 2015. № 13. С. 12–36.
8. Антропов А. П., Кудрина С. В. Адаптированные основные общеобразовательные программы в современных условиях обучения // Специальное образование. 2016. № 4. С. 5–15.
9. Замашнюк Е. В. Технологии сопровождения обучающихся с нарушениями зрения на этапе основного общего образования // Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 81–88.
10. Кантор В. З., Никулина Г. В., Немирова Н. В. Институционализация психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в системе образования: региональная управленческая практика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. № 4. С. 60–87.
11. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Волгоград : Учитель, 2014. 95 с.
12. Шереги Ф. Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования. 2016. № 1 (381). С. 108–116.
13. Егорышев С. В., Мигунова Ю. В. Организация и содержание профессиональной деятельности в оценках общественного мнения учителей Республики Башкортостан (на материалах социологического исследования 2022 года // Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции XXIII Уральские социологические чтения. Екатеринбург, 2023. С. 233–237.
14. Столь А. В. Факторы профессионального выгорания учителей как системная управленческая проблема в сфере образования // Society and Security Insights. 2023. Т. 6. № 4. С. 108–124.
15. Николаев В. А., Олевская И. А., Котикова А. А. Знакомство будущих педагогов с правовым обеспечением инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 1 (94). С. 239–243.