В статье актуализируется необходимость использования методов стратегического планирования для оценки перспектив развития человеческого капитала сельских территориальных образований на уровне федерального субъекта. Сформирован алгоритм стратегического планирования развития человеческого капитала сельских территорий. Рассмотрены методические аспекты проектирования отдельных целевых индикаторов, формирующих человеческий капитал сельской местности. Резюмируется, что стратегическое планирование развития человеческого капитала сельских территориальных образований Республики Башкортостана представляет собой ключевой механизм повышения качества жизни населения, улучшения социально-экономического положения региона и укрепления его позиций в контексте современной парадигмы развития государства.
человеческий капитал, стратегическое планирование, сельские территориальные образования, социальная сфера, сельская экономика
В контексте современных вызовов и мировых трендов стратегическое планирование развития человеческого капитала сельских территорий представляет актуальное направление научных исследований, нацеленное на обеспечение устойчивости и конкурентоспособности региональной экономики. Безусловно, исследование практических механизмов стратегического планирования дает возможность для разработки адаптированных подходов к управлению человеческим капиталом, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня эффективности агропроизводства, социального благосостояния и экономического развития сельских территориальных образований на региональном уровне [1; 2; 3]. Разработка и реализация стратегии, направленной на эффективное управление и повышение качества человеческого капитала, отражают составную часть механизма планирования и моделирования функционирования сельских территориальных образований [4; 5; 6]. Эффективное стратегическое планирование и разработка стратегии, нацеленной на максимизацию использования потенциала человеческого капитала, обуславливают осуществление контент-анализа социальной, экономической, демографической, экологической и культурной составляющих функционирования сельских территорий. В последнее время развитие региональной экономики все больше зависит от человеческого капитала, особенно в тех сельских районах, где отрасли сельского хозяйства имеют потребности в высококвалифицированных работниках и специалистах. Эффективное стратегическое планирование в данной предметной области будет способствовать стимулированию внедрения цифровых инноваций, повышению уровня производительности и росту конкурентоспособности агроформирований. Можно констатировать, что сельские территории как специфические социальноэкономические образования Башкортостана характеризуются высокой степенью социальной дифференциации. В последние десятилетия в сельской местности республики наблюдаются убыль и старение населения, что непосредственно влияет на состав рабочей силы и способность обеспечить рост человеческого капитала [7; 8]. Стратегическое планирование развития человеческого капитала определяет учет специфики формирования трудовых ресурсов в сельской местности и стимулирование профессионального роста работников, занятых в аграрном секторе экономики. С учетом этого в настоящих экономических и демографических реалиях применение методов стратегического планирования является необходимым для оценки эффективности управления социальными процессами и развитием человеческого капитала сельской местности региона [9; 10]. Для осуществления стратегического планирования развития человеческого капитала сельских территорий необходимо применять комплексный набор целевых индикаторов, к которым можно отнести: уровень образования жителей и доступ к образовательным ресурсам; показатели здоровья населения и доступность медицинского обслуживания; уровень квалификации и профессиональной подготовки работников на селе и др. На современном этапе образовательная сфера является важной составляющей эффективного развития человеческого капитала. Функционирование медицинской инфраструктуры также может быть представлено критическим драйвером в формировании и развитии человеческого капитала сельских территорий. В данном концептуальном отношении необходима разработка стратегии, нацеленной на обеспечение доступа к качественному образованию, поддержание мотивации учащихся и внедрение образовательных программ, которые актуальны современным потребностям рынка труда. Недостаточный доступ сельского населения к образовательным и медицинским услугам может негативно отразиться на самом качестве человеческого капитала. Механизм стратегического планирования развития человеческого капитала непосредственно связан с социокультурными и экологическими аспектами функционирования сельских территориальных образований, а также с проблематикой исследований в области социальной интеграции и улучшения качества жизни. Эффективное использование человеческого капитала в сельских территориях не только способствует установлению социальной стабильности и повышению уровня использования трудового потенциала, но и представляет собой инструмент нивелирования степени социального неравенства в области доходов населения региона [11; 12]. Авторский алгоритм стратегического планирования развития человеческого капитала, применимый к сельским территориям Республики Башкортостан, представлен на рисунке 1. Итак, процесс стратегического планирования развития человеческого капитала включает несколько ключевых этапов, каждый из которых представляет собой критически важную компоненту в обеспечении устойчивого и целенаправленного развития сельских территориальных образований региона. Данные этапы представляют собой комплексный подход к стратегическому планированию, обеспечивая системное управление человеческим потенциалом в целях достижения устойчивого развития сельских территориальных образований. При этом реализация механизма стратегического планирования должна учитывать специфические особенности функционирования сельских территориальных образований Республики Башкортостан. Следует подчеркнуть необходимость использования системного подхода к стратегическому планированию развития человеческого капитала сельских территорий, рассматриваемого в качестве составной части социально-экономического функционирования федерального субъекта. Безусловно, развитие человеческого капитала напрямую связано с экономическими возможностями сельских территорий [13]. В данном аспекте эффективное использование человеческих ресурсов будет способствовать повышению уровня доходов сельского населения и устойчивости аграрной экономики. В методическом отношении стратегическое планирование развития человеческого капитала сельских территорий представляет собой сложную задачу, требующую учета множества взаимосвязанных детерминант, например, функционирования образовательной сферы, системы здравоохранения, социальной интеграции. В свою очередь, проведение факторного анализа позволяет выделить ключевые переменные, влияющие на развитие человеческого капитала. По нашему мнению, при проектировании стратегии развития необходимо учитывать функции, отражающие зависимости между компонентами человеческого капитала и внешними факторами. Так, уровень образования (E) может зависеть от социальных параметров, а именно: от доступности сельского населения к получению образовательных услуг (A), а также от экономических показателей, включая осуществление инвестиций в образование (I): E = f(A, I). Интегральный показатель, отражающий уровень здоровья (H), может определяться показателями текущего состояния здоровья сельского населения (H₀), доступности медицинской помощи (медицинских услуг) (M) и осуществления профилактических оздоровительных мероприятий в сельской местности (P): H = g(H0 , M, P). Также проектирование параметров социальной интеграции (S) непосредственно связано с уровнем образования сельского населения (E), доступности социальной помощи для малоимущих жителей сельских территорий (SP), а также с экономическими параметрами, которые включают уровень доходов населения сельских территорий (Ic ): S = h(E, SP, Ic ). Дальнейшие расчеты экономических показателей (Y) могут осуществляться при сопоставлении с фактически достигнутым параметром, отражающим объемы инвестиций, вкладываемых в сельскую экономику (An ). При этом, на наш взгляд, данный параметр непосредственно зависит от уровня производственной активности агроорганизации и предприятий агробизнеса (Pa ): Y = k(An , Pa ). В то же время специфические условия социального и экономического развития сельских территориальных образований могут определять применение более сложных функций. Проектирование сценариев развития позволяет осуществить анализ воздействия различных экономических и социальных факторов на формирование человеческого капитала сельских территорий. В свою очередь, развитие человеческого капитала представляет собой долгосрочный процесс, поэтому важно сформировать систему мониторинга результатов стратегического планирования с учетом применения обновленных данных при проведении соответствующих расчетов. Можно резюмировать, что сельские территории представляют стратегический резерв развития экономики региона, обеспечивая сырьевую базу и продовольственную безопасность, и эффективное управление человеческим капиталом в сельской местности становится стратегически значимым элементом проведения региональной аграрной политики [4; 7]. Следует подчеркнуть, что стратегическое планирование развития человеческого капитала обуславливает применение системного подхода при взаимодействии органов государственного (муниципального) управления, общественных организаций и бизнес-структур предпринимательского сектора экономики. Таким образом, стратегическое планирование развития человеческого капитала сельских территорий региона представляет собой ключевой механизм повышения качества жизни населения, улучшения социально-экономического положения региона и укрепления его позиций в контексте современной парадигмы развития государства. В то же время неотъемлемой частью стратегического планирования является реализация мероприятий по снижению социальных диспропорций, повышению уровня использования человеческого капитала и стимулированию устойчивого и инклюзивного развития сельских территориальных образований Башкортостана.
1. Гусманов Р. У., Низамов С. С., Стовба Е. В. Продовольственная безопасность и необходимость государственного регулирования зернового рынка // Актуальные вопросы развития производства пищевых продуктов: технологии, качество, экология, оборудование, менеджмент и маркетинг : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Уссурийск : Приморская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. С. 189-193.
2. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Состояние продовольственной безопасности Республики Башкортостан // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза : РИО ПГАУ, 2017. 154 с.
3. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Обеспечение продовольственной безопасности региона на фоне принятых санкций и политики импортозамещения // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 55-58.
4. Аскаров А. А., Стовба Е. В. Экономико-математическое моделирование развития экономики сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 4 (44). С. 178-184.
5. Стовба Е. В. Зарубежный опыт в развитии теории и практики моделирования сельских территорий // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 57-61.
6. Стовба Е. В., Низамов С. С. Оптимизация отраслевой структуры агроорганизаций как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Международный научный журнал. 2014. № 2. С. 165.
7. Гусманов Р. У., Стовба Е. В., Низамов С. С. Продовольственная безопасность и мониторинг производства зерна в Республики Башкортостан в условиях санкций // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 4-5 (41). С. 91-93.
8. Низамов С. С., Стовба Е. В., Стовба А. В. Состояние и тенденции развития высшего образования в Республике Башкортостан // Научное творчество XXI века : материалы XXXII Международной научно-практической (очно-заочной) конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2022.
9. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе оптимизации отраслевой структуры агроорганизаций // Аграрная наука в инновационном развитии АПК : материалы Международной научно-практической конференции. Уфа : БГАУ, 2016. С. 232-237.
10. Низамов С. С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. № 3 (11). 2022.
11. Гусманов У. Г., Гусманов Р. У., Низамов С. С. Состояние зернового хозяйства в регионе и пути повышения эффективности производства зерна // Агропродовольственная политика России. 2016. № 9 (60). С. 23-25.
12. Низамов С. С. Применение методов статистического моделирования при прогнозировании урожайности зерновых культур // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2014. № 2 (30). С. 132-135.
13. Низамов С. С. Продовольственная безопасность Республики Башкортостан на фоне санкций против России // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № 25. С. 158-165.
14. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Вопросы продовольственной безопасности // Теоретико-методологические проблемы измерения, прогнозирования и управления продовольственной безопасностью России. М. : ВИАПИ им. А. А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2014. С. 385.
15. Гусманов Р. У., Стовба Е. В., Низамов С. С., Обеспечение продовольственной безопасности региона в условиях импортозамещения // Теория и практика мировой науки. Екатеринбург, 2017. № 11.