The article focuses on the need to use strategic planning methods to assess the prospects for the development of human capital in rural territorial entities at the level of a federal subject. An algorithm for strategic planning of human capital development in rural areas has been formed. The methodological aspects of designing individual target indicators that form the human capital of rural areas are considered. It is summarized that strategic planning for the development of human capital in rural territorial entities of Bashkortostan is a key mechanism for improving the quality of life of the population, improving the socio-economic situation of the region and strengthening its position in the context of the modern paradigm of state development.
human capital, strategic planning, rural territorial entities, social sphere, rural economy
В контексте современных вызовов и мировых трендов стратегическое планирование развития человеческого капитала сельских территорий представляет актуальное направление научных исследований, нацеленное на обеспечение устойчивости и конкурентоспособности региональной экономики. Безусловно, исследование практических механизмов стратегического планирования дает возможность для разработки адаптированных подходов к управлению человеческим капиталом, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня эффективности агропроизводства, социального благосостояния и экономического развития сельских территориальных образований на региональном уровне [1; 2; 3]. Разработка и реализация стратегии, направленной на эффективное управление и повышение качества человеческого капитала, отражают составную часть механизма планирования и моделирования функционирования сельских территориальных образований [4; 5; 6]. Эффективное стратегическое планирование и разработка стратегии, нацеленной на максимизацию использования потенциала человеческого капитала, обуславливают осуществление контент-анализа социальной, экономической, демографической, экологической и культурной составляющих функционирования сельских территорий. В последнее время развитие региональной экономики все больше зависит от человеческого капитала, особенно в тех сельских районах, где отрасли сельского хозяйства имеют потребности в высококвалифицированных работниках и специалистах. Эффективное стратегическое планирование в данной предметной области будет способствовать стимулированию внедрения цифровых инноваций, повышению уровня производительности и росту конкурентоспособности агроформирований. Можно констатировать, что сельские территории как специфические социальноэкономические образования Башкортостана характеризуются высокой степенью социальной дифференциации. В последние десятилетия в сельской местности республики наблюдаются убыль и старение населения, что непосредственно влияет на состав рабочей силы и способность обеспечить рост человеческого капитала [7; 8]. Стратегическое планирование развития человеческого капитала определяет учет специфики формирования трудовых ресурсов в сельской местности и стимулирование профессионального роста работников, занятых в аграрном секторе экономики. С учетом этого в настоящих экономических и демографических реалиях применение методов стратегического планирования является необходимым для оценки эффективности управления социальными процессами и развитием человеческого капитала сельской местности региона [9; 10]. Для осуществления стратегического планирования развития человеческого капитала сельских территорий необходимо применять комплексный набор целевых индикаторов, к которым можно отнести: уровень образования жителей и доступ к образовательным ресурсам; показатели здоровья населения и доступность медицинского обслуживания; уровень квалификации и профессиональной подготовки работников на селе и др. На современном этапе образовательная сфера является важной составляющей эффективного развития человеческого капитала. Функционирование медицинской инфраструктуры также может быть представлено критическим драйвером в формировании и развитии человеческого капитала сельских территорий. В данном концептуальном отношении необходима разработка стратегии, нацеленной на обеспечение доступа к качественному образованию, поддержание мотивации учащихся и внедрение образовательных программ, которые актуальны современным потребностям рынка труда. Недостаточный доступ сельского населения к образовательным и медицинским услугам может негативно отразиться на самом качестве человеческого капитала. Механизм стратегического планирования развития человеческого капитала непосредственно связан с социокультурными и экологическими аспектами функционирования сельских территориальных образований, а также с проблематикой исследований в области социальной интеграции и улучшения качества жизни. Эффективное использование человеческого капитала в сельских территориях не только способствует установлению социальной стабильности и повышению уровня использования трудового потенциала, но и представляет собой инструмент нивелирования степени социального неравенства в области доходов населения региона [11; 12]. Авторский алгоритм стратегического планирования развития человеческого капитала, применимый к сельским территориям Республики Башкортостан, представлен на рисунке 1. Итак, процесс стратегического планирования развития человеческого капитала включает несколько ключевых этапов, каждый из которых представляет собой критически важную компоненту в обеспечении устойчивого и целенаправленного развития сельских территориальных образований региона. Данные этапы представляют собой комплексный подход к стратегическому планированию, обеспечивая системное управление человеческим потенциалом в целях достижения устойчивого развития сельских территориальных образований. При этом реализация механизма стратегического планирования должна учитывать специфические особенности функционирования сельских территориальных образований Республики Башкортостан. Следует подчеркнуть необходимость использования системного подхода к стратегическому планированию развития человеческого капитала сельских территорий, рассматриваемого в качестве составной части социально-экономического функционирования федерального субъекта. Безусловно, развитие человеческого капитала напрямую связано с экономическими возможностями сельских территорий [13]. В данном аспекте эффективное использование человеческих ресурсов будет способствовать повышению уровня доходов сельского населения и устойчивости аграрной экономики. В методическом отношении стратегическое планирование развития человеческого капитала сельских территорий представляет собой сложную задачу, требующую учета множества взаимосвязанных детерминант, например, функционирования образовательной сферы, системы здравоохранения, социальной интеграции. В свою очередь, проведение факторного анализа позволяет выделить ключевые переменные, влияющие на развитие человеческого капитала. По нашему мнению, при проектировании стратегии развития необходимо учитывать функции, отражающие зависимости между компонентами человеческого капитала и внешними факторами. Так, уровень образования (E) может зависеть от социальных параметров, а именно: от доступности сельского населения к получению образовательных услуг (A), а также от экономических показателей, включая осуществление инвестиций в образование (I): E = f(A, I). Интегральный показатель, отражающий уровень здоровья (H), может определяться показателями текущего состояния здоровья сельского населения (H₀), доступности медицинской помощи (медицинских услуг) (M) и осуществления профилактических оздоровительных мероприятий в сельской местности (P): H = g(H0 , M, P). Также проектирование параметров социальной интеграции (S) непосредственно связано с уровнем образования сельского населения (E), доступности социальной помощи для малоимущих жителей сельских территорий (SP), а также с экономическими параметрами, которые включают уровень доходов населения сельских территорий (Ic ): S = h(E, SP, Ic ). Дальнейшие расчеты экономических показателей (Y) могут осуществляться при сопоставлении с фактически достигнутым параметром, отражающим объемы инвестиций, вкладываемых в сельскую экономику (An ). При этом, на наш взгляд, данный параметр непосредственно зависит от уровня производственной активности агроорганизации и предприятий агробизнеса (Pa ): Y = k(An , Pa ). В то же время специфические условия социального и экономического развития сельских территориальных образований могут определять применение более сложных функций. Проектирование сценариев развития позволяет осуществить анализ воздействия различных экономических и социальных факторов на формирование человеческого капитала сельских территорий. В свою очередь, развитие человеческого капитала представляет собой долгосрочный процесс, поэтому важно сформировать систему мониторинга результатов стратегического планирования с учетом применения обновленных данных при проведении соответствующих расчетов. Можно резюмировать, что сельские территории представляют стратегический резерв развития экономики региона, обеспечивая сырьевую базу и продовольственную безопасность, и эффективное управление человеческим капиталом в сельской местности становится стратегически значимым элементом проведения региональной аграрной политики [4; 7]. Следует подчеркнуть, что стратегическое планирование развития человеческого капитала обуславливает применение системного подхода при взаимодействии органов государственного (муниципального) управления, общественных организаций и бизнес-структур предпринимательского сектора экономики. Таким образом, стратегическое планирование развития человеческого капитала сельских территорий региона представляет собой ключевой механизм повышения качества жизни населения, улучшения социально-экономического положения региона и укрепления его позиций в контексте современной парадигмы развития государства. В то же время неотъемлемой частью стратегического планирования является реализация мероприятий по снижению социальных диспропорций, повышению уровня использования человеческого капитала и стимулированию устойчивого и инклюзивного развития сельских территориальных образований Башкортостана.
1. Gusmanov R. U., Nizamov S. S., Stovba E. V. Food security and the need for state regulation of the grain market // Current issues in the development of food production: technology, quality, ecology, equipment, management and marketing : materials III All-Russian scientific and practical conference. Ussuriysk : Primorsk State Agricultural Academy, 2019. P. 189-193. (In Russ.)
2. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. State of food security of the Republic of Bashkortostan // Regional problems of sustainable development of rural areas : collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference. Penza : RIO PSAU, 2017. 154 p. (In Russ.)
3. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. Ensuring food security of the region against the backdrop of adopted sanctions and import substitution policies // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). P. 55-58. (In Russ.)
4. Askarov A. A., Stovba E. V. Economic and mathematical modeling of the development of the economy of rural areas // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2012. No. 4 (44). P. 178-184. (In Russ.)
5. Stovba E. V. Foreign experience in the development of the theory and practice of modeling rural areas // International scientific journal. 2011. No. 5. P. 57-61. (In Russ.)
6. Stovba E. V., Nizamov S. S. Optimization of the sectoral structure of agricultural organizations as a factor in increasing the efficiency of agricultural production // International Scientific Journal. 2014. No. 2. P. 165. (In Russ.)
7. Gusmanov R. U., Stovba E. V., Nizamov S. S. Food security and monitoring of grain production in the Republic of Bashkortostan under sanctions // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 4-5 (41). P. 91-93. (In Russ.)
8. Nizamov S. S., Stovba E. V., Stovba A. V. State and trends in the development of higher education in the Republic of Bashkortostan // Scientific creativity 21st century : materials of XXXII International scientificpractical (face-to-face and correspondence) conference of students, graduate students and young scientists. Krasnoyarsk, 2017. (In Russ.)
9. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. Increasing the efficiency of agricultural production based on optimization of the sectoral structure of agricultural organizations // Agrarian science in the innovative development of the agro-industrial complex : materials of the International scientific-practical conference. Ufa : BSAU, 2016. P. 232-237. (In Russ.)
10. Nizamov S. S. Criteria and indicators of economic security of the state // Society, law, statehood: retrospective and perspective. No. 3 (11). 2022. (In Russ.)
11. Gusmanov U. G., Gusmanov R. U., Nizamov S. S. The state of grain farming in the region and ways to increase the efficiency of grain production // Agricultural Policy of Russia. 2016. No. 9 (60). P. 23-25. (In Russ.)
12. Nizamov S. S. Application of statistical modeling methods in predicting the yield of grain crops // Bulletin of the Bashkir State Agrarian University. 2014. No. 2 (30). P. 132-135. (In Russ.)
13. Nizamov S. S. Food security of the Republic of Bashkortostan against the backdrop of sanctions against Russia // News of the International Academy of Agrarian Education. 2015. No. 25. P. 158-165. (In Russ.)
14. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. Issues of food security // Theoretical and methodological problems of measuring, forecasting and managing food security in Russia. M. : VIAPI named after. A. Nikonova : “Encyclopedia of Russian Villages”, 2014. P. 385. (In Russ.)
15. Gusmanov R. U., Stovba E. V., Nizamov S. S., Ensuring food security of the region in conditions of import substitution // Theory and practice of world science. Ekaterinburg, 2017. No. 11. (In Russ.)