ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья описывает вариант организации практики социализации старших подростков в первом полугодии пребывания в суворовском военном училище МВД России – самом сложном этапе обучения. Практика его педагогического сопровождения нуждается в научно обоснованных вариантах организации подготовки полицейских, относящихся к профессии служения, которые позволяют избежать рисков упрощения понимания процесса социализации и формализации воспитательной работы, ведущей к дегуманизации отношений. В статье предложен вариант организации педагогического сопровождения, основанный на философии традиции, гуманитарно-антропологическом подходе, теории неформального образования. Представлен опыт использования двойного наставничества первокурсников, реализованного взрослым сотрудником училища и старшекурсником, прошедшими соответствующую подготовку. Это позволило преодолеть риск установления порядка ориентации «повелевание-подчинение», ведущего к развитию отношений отчуждения и страха, и активировать порядок «ответственность-послушание», реализующий отношения доверия и авторитета.

Ключевые слова:
суворовские военные училища МВД России, социализация, воспитанники, педагогическое сопровождение, гуманитарно-антропологический подход, наставничество
Список литературы

1. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием «суворовское военное училище», находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации: приказ МВД России от 15 июня 2015 г. № 682 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_182896 (дата обращения: 26.01.2022).

2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.01.2022).

3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.

4. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.

5. План комплектования образовательных организаций системы МВД России по общеобразовательным программам; образовательным программам среднего профессионального образования – программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре: утвержден Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В. А. Колокольцевым 21 декабря 2020 г. № 1/14592 // СПС «КонсультатнПлюс».

6. Кулинченко А. В. Социально-психологический анализ причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России: история и современность// Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 3 (26). С. 93–97.

7. Поляков А. Ф. Развитие системы ранней профессиональной ориентации в органы внутренних дел: историко-педагогический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 193–198.

8. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4 (263). С. 46–49.

9. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.

10. Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании (доклад) // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologiya-stanovleniya-i-razvitiya-cheloveka-v-obrazovanii-doklad (дата обращения: 17.01.2022).

11. Остапенко А. А. Очевидная педагогика. Модульная наглядность в преподавании вузовского курса. М.: Народное образование, 2013. 128 с.

12. Новикова Л. И., Соколовский M. B. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132–143.

13. Илакавичус М. Р. Взрослый в разновозрастном сообществе неформального образования: постановка научной проблемы: монография. СПб.: ЛЕМА, 2013. 96 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?