РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются теоретические особенности проблемно-ориентированного обучения и аспекты использования проектно-ориентированного подхода в подготовке начинающих преподавателей в образовательных организациях МВД России. Показаны взгляды ученых на развитие проблемно-ориентированного обучения, благодаря которому произошло принятие как за рубежом, так и в России проектного метода. Авторы указывают на то, что именно проектно-ориентированное обучение является важным в структуре профессиональной переподготовки преподавате ля высшей школы. Отмечается, что начинающему преподавателю будут полезны научно-проектные знания в педагогической деятельности. Описана практика реализации программы дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки «Школа педагогического мастерства» в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе современных образовательных технологий.

Ключевые слова:
проблемно-ориентированное обучение, метод проблемного обучения, проектный метод, исследовательский метод, проектная компетентность, инновационная деятельность
Список литературы

1. Поздеева С. И. Проблемное и проблемно-ориентированное обучение (Problem-Based Learning): сравнительный анализ // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 95–99.

2. Finkle S. L., & Torp L. Introductory documents. Available from the Centre for Problem-Based Learning, Illinois Math and Science Academy, 1995.

3. Barrows H. S, Tamblyn R. M. Problem-Based Learning: An Approach to Medical Education. 1980, New York, Springer Publishing Co. P. 19–36.

4. Махмутов М. И. Избранные труды: в 7 т. Казань: Магариф-Вакыт, 2016. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / сост. Д. М. Шакирова. 423 с.

5. Ушинский К. Д. Воскресные школы. Собр. соч. Т. 2. М.; Л., 1948.

6. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред М. А. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 702 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 705 с.

8. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография: в 3 кн. / под ред. Е. В. Ковалевской. Книга 1: Лингво-педагогические категории проблемного обучения. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. 300 с.

9. Мохорт А. В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения // Экономика и социум. 2020. № 3 (70). С. 409–413.

10. Iedema R. Multimodality, resemiotization: Extending the analysis of discourse as multisemiotic practice. Visual Communication. 2003. № 2. P. 29–57.

11. Scholz K.W. and Anderson S. Problem-Based Learning: A White Paper & Primer, 2018. Р. 1–22.

12. Jørgensen, Kenneth & Strand, Anete & Thomassen, Anja. Conceptual Bases of Problem-based Learning. 2012. № 28.

13. Астафьев Н. В., Овчинников В. А., Лыскова М. И. Дополнительное профессиональное образование лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России // Право и Образование. 2020. № 7. С. 90–96.

14. Гайдар К. М., Кунаковская Л. А., Листенгартен В. С. Педагогика высшей школы в действии (опыт реализации программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы») // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 2. С. 34–37.

15. Hung W. The 9-step problem design process for problem-based learning: Application of the 3C3R model. Educational Research Review. 2009. № 4 (2). P. 118–141.

16. Савельев А. Я. Инновационное образование и научные школы // Вестник высшей школы. 2000. № 3. С. 15–18.

17. Лаврентьев Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Неудахина. Ч. 2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 232 с.

18. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

19. Bell S. Project-based learning for the 21st century: Skills for the future. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2010. № 83 (2). P. 39–43.

20. Гергерт Д. В., Артемьев Д. Г. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 116–131.

21. Blumenfeld P. C., Soloway E., Marx R. W., Krajcik J. S., Guzdial M., Palincsar A. Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning // Educational Psychologist. 1991. Vol. 26. № 3/4. P. 369.

22. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 32–59.

23. Нимировская Ю. К. Проектная технология в образовательной системе высшей школы // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции 1 декабря 2009 г. Воронеж, 2009. С. 97–101.

Войти или Создать
* Забыли пароль?