Институт стратегических исследований ГБНУ "Академия наук Республики Башкортостан" (Научный центр изучения социального развития региона, старший научный сотрудник)
г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
УДК 364.06 Злоупотребление получением социальной помощи
ГРНТИ 04.41 Социальные классы, общности и группы
ОКСО 39.03.01 Социология
ББК 605 Социология
ТБК 7310 Общие вопросы
BISAC SOC006000 Demography
. Актуальность темы обоснована ростом численности детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью как по России в целом, так и в Республике Башкортостан. Специализированные, в том числе ресурсные, центры исследуются как социальные институты, призванные оказывать социально-психологическую помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития. В рамках социологического исследования, проведенного в 2024 г. в Республике Башкортостан методом стандартизированного анкетирования, была дана оценка деятельности центров, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, с точки зрения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты показали, что большинство опрошенных не посещают такие центры. Среди тех, кто пользуется их услугами, делают это по двум причинам: с целью получения необходимых консультаций специалистов по вопросам образования и оказания психологической помощи, а также для того чтобы участвовать в мероприятиях и получать соответствующую информацию. Выявлена высокая потребность в коррекционно-развивающих занятиях с детьми, а также в психолого-педагогическом сопровождении семьи в целом.
дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; семья, воспитывающая ребенка с особенностями развития; родители; Республика Башкортостан; ресурсные центры; психолого-педагогическое сопровождение; психологическое консультирование
1. Гимаев И. З. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья как объект научного исследования // Society and Security Insights. 2024. Т. 7. № 2. С. 156–168.
2. Селиванова С. С. Тенденции адаптации системы общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. № 1 (17). С. 349–362.
3. Столь А. В. Информационная поддержка семей с детьми с ОВЗ и с инвалидностью // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы ХIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году семьи в России. Улан-Удэ, 2024. С. 241–243.
4. Бабич Е. Г. Имидж семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. М., 2015. С. 377–379.
5. Ульянова И. А. Особенности модели управления инновационной деятельностью в рамках районного центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи // Инклюзия в образовании. 2024. Т. 9. № 2 (34). С. 76–90.
6. Гапоненко К. С. Создание доступной среды для маломобильных групп населения // Психология, социология и педагогика. 2017. 10 (73). С. 7.
7. Ворошнина О. Р. Сопровождение депривированного материнства в условиях взаимодействия с ребенком младенческого возраста группы риска и с нарушениями развития // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 11. С. 229–234.
8. Цилюгина И. Б. Психолого-педагогические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. 2022. № 1-4 (62). С. 185–188.
9. Ростовская Т. К., Шимановская Я. В. Социально-психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. № 4 (143). С. 49–60.
10. Чемерилова И. А., Иванова Е. К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203–205.
11. Боярова Е. С. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Внешкольник. 2017. № 1 (175). С. 37–40.
12. Колосова Е. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья в горизонте жизненных перспектив: постановка проблемы // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 96–108.
13. Труфанова Г. К. Коррекционно-развивающие приемы работы с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. 2015. С. 173–176.
14. Кириллова О. В., Кириллова Т. В. Структура социальной и профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 80–82.
15. Испулова С. Н., Шумакова А. А. Социальная диагностика как технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. №. 3. С. 67–74.
16. Селиванова С. С. Социально-демографический портрет учащихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы ХIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году семьи в России. Улан-Удэ, 2024. С. 231–233.