ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В ОЦЕНКАХ РОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
. Актуальность темы обоснована ростом численности детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью как по России в целом, так и в Республике Башкортостан. Специализированные, в том числе ресурсные, центры исследуются как социальные институты, призванные оказывать социально-психологическую помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития. В рамках социологического исследования, проведенного в 2024 г. в Республике Башкортостан методом стандартизированного анкетирования, была дана оценка деятельности центров, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, с точки зрения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты показали, что большинство опрошенных не посещают такие центры. Среди тех, кто пользуется их услугами, делают это по двум причинам: с целью получения необходимых консультаций специалистов по вопросам образования и оказания психологической помощи, а также для того чтобы участвовать в мероприятиях и получать соответствующую информацию. Выявлена высокая потребность в коррекционно-развивающих занятиях с детьми, а также в психолого-педагогическом сопровождении семьи в целом.

Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; семья, воспитывающая ребенка с особенностями развития; родители; Республика Башкортостан; ресурсные центры; психолого-педагогическое сопровождение; психологическое консультирование
Список литературы

1. Гимаев И. З. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья как объект научного исследования // Society and Security Insights. 2024. Т. 7. № 2. С. 156–168.

2. Селиванова С. С. Тенденции адаптации системы общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. № 1 (17). С. 349–362.

3. Столь А. В. Информационная поддержка семей с детьми с ОВЗ и с инвалидностью // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы ХIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году семьи в России. Улан-Удэ, 2024. С. 241–243.

4. Бабич Е. Г. Имидж семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. М., 2015. С. 377–379.

5. Ульянова И. А. Особенности модели управления инновационной деятельностью в рамках районного центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи // Инклюзия в образовании. 2024. Т. 9. № 2 (34). С. 76–90.

6. Гапоненко К. С. Создание доступной среды для маломобильных групп населения // Психология, социология и педагогика. 2017. 10 (73). С. 7.

7. Ворошнина О. Р. Сопровождение депривированного материнства в условиях взаимодействия с ребенком младенческого возраста группы риска и с нарушениями развития // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 11. С. 229–234.

8. Цилюгина И. Б. Психолого-педагогические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. 2022. № 1-4 (62). С. 185–188.

9. Ростовская Т. К., Шимановская Я. В. Социально-психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. № 4 (143). С. 49–60.

10. Чемерилова И. А., Иванова Е. К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203–205.

11. Боярова Е. С. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Внешкольник. 2017. № 1 (175). С. 37–40.

12. Колосова Е. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья в горизонте жизненных перспектив: постановка проблемы // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 96–108.

13. Труфанова Г. К. Коррекционно-развивающие приемы работы с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. 2015. С. 173–176.

14. Кириллова О. В., Кириллова Т. В. Структура социальной и профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 80–82.

15. Испулова С. Н., Шумакова А. А. Социальная диагностика как технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. №. 3. С. 67–74.

16. Селиванова С. С. Социально-демографический портрет учащихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы ХIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году семьи в России. Улан-Удэ, 2024. С. 231–233.

Войти или Создать
* Забыли пароль?