Республика Башкортостан, Россия
УДК 808.5 Теория речи. Риторика устной речи. Культура речи. Ораторское искусство. Управление голосом. Выразительность речи. Красноречие
В статье рассматриваются умения и навыки слушания, значимые для успешного осуществления юристами профессиональной деятельности. Автор делится своим опытом обучения студентов юридического вуза слушанию. Подчеркивается, что навыки слушания являются неотъемлемой составляющей профессиональной коммуникативной компетентности юриста, поэтому на занятиях по речевым дисциплинам следует уделять особое внимание развитию у будущих юристов умения слушать. Делается вывод о насущной необходимости разработки соответствующей методики, которая должна опираться на эффективный опыт преподавателей юридических вузов, а обучение должно иметь практическую направленность. Цель статьи – привлечь внимание исследователей к проблемам коммуникативной подготовки студентов юридических вузов, в частности, к вопросам обучения слушанию: организации процесса обучения, максимально результативного в плане овладения обучающимися ключевыми коммуникативными навыками, и разработки соответствующей методики.
умения и навыки слушания, профессиональные коммуникации юриста, приемы активного слушания, интервьюирование, медиация, юридическое консультирование
1. Аминов И. И. Психология делового общения: монография. М.: Омега-Л, 2005. 304 с.
2. Тимченко Н. М. Психология и этика делового общения: монография. 3-е изд., стер. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 484 с.
3. Дыченко Л. Ф. Психология делового общения: монография. Самара: Изд-во Самарского науч. центра РАН, 2010. 153 с.
4. Варнаева А. Е. Умение слушать – необходимая составляющая коммуникативной компетентности личности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 108–112.
5. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер Пресс, 1997. 256 с.
6. Солодухина А. О., Солодухин О. А. Юридический диалог: теория и практика, круг проблем. М.: Экспертное бюро, 1998. 128 с.
7. Гоулстон М. Умение слушать осознанно. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2020. 237 с.
8. Данзигер П., Скотт Л. Искусство слушания: как слышать и понимать собеседника. М.: Эксмо. 2017. 294 с.
9. Мартынова И. А. Слушание как ключ к успешному взаимодействию с клиентами. Ярославль: Юридический факультет ЯГПУ, 2020. 130 с.
10. Сегова Т. Д. Обучение слушанию как виду речевой деятельности в 5–6 классах: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 296 с.
11. Нефедова Н. В. Обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности учащихся старших классов: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 171 с.
12. Усманова Е. Ф. Речевая коммуникация в юридической практике: дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2005. 188 с.
13. Плужник И. Л. Специфика формирования профессионально значимой коммуникативной компетенции у студентов юридического профиля // Право и образование. 2003 . № 2. С. 96–103.
14. Казанина Т. В. Формирование умений профессионального общения как условие успешности профессиональной деятельности юриста. дис. … канд. пед. наук. Владивосток, 2001. 192 с.
15. Строкова Т. А. Методологический аппарат мониторинга в образовании и его понятийная система // Образование и наука. 2006. № 3 (39). С. 17–26.
16. Соловьева А. В., Пилипенко Н. А. Потенциал коммуникативных и психологических технологий в процедуре медиации // Человеческий капитал. 2019. № 6 (126). С. 209–216.
17. Goulston M. The ability to listen consciously. M.: Mann, Ivanov and Ferber. 2020. 237 p. (In Russ.)
18. Solovyova A. V., Pilipenko N. A. The potential of communicative and psychological technologies in mediation procedure // Human capital. 2019. No. 6 (126). P. 209–216. (In Russ.)