УДК 316.728 Стиль (образ) жизни. Социология повседневной жизни
Проблема понимания представлений о здоровом образе жизни в социальном и философском аспектах является актуальной, так как здоровье – это главная человеческая и общественная ценность. Прежде всего здоровый образ жизни рассматривается как важнейшая составляющая социума, в котором благосостояние возможно только в том случае, когда население понимает и владеет системой здорового образа жизни. В настоящее время существует множество научных исследований, направленных на построение системных моделей здорового образа жизни. Его практическая значимость является одним из актуальных направлений социально-философских исследований. В философском анализе феноменом здорового образа жизни являются понятия «реальное – идеальное», «возможное – реальное», «индивидуальное – социальное», «индивидуальное – бессознательное», но если рассматривать с точки зрения социально-философского анализа изучаемого явления прежде всего – это наличие определенного образа жизни как системы действий и процессов.
здоровый образ жизни, социальный и философский феномены, материальные и духовные потребности, социальный статус, качество и (или) уровень жизни, социальные группы, общество
1. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 3–16.
2. Афанасьева В. В., Бриленок, Н. Б., Колисник, И. И. Здоровый образ жизни: социальные стратегии // Философия здоровья. Саратов : Изд-во СГУ. 2012. С. 162–174.
3. Афанасьева В. В. Болезнь как феномен // Философия здоровья. Саратов : Изд-во СГУ, 2012. С. 42–46.
4. Бриленок Н. Б. Здоровый образ жизни: социально-философский анализ : дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2018. 145 с.
5. Асмус В. Ф. Античная философия. М. : Высшая школа, 1976. 544 с.
6. Бриленок Н. Б. Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового образа жизни студентов в системе вузовского обучения // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2021. С. 171–175.
7. Афанасьева В. В., Листвина, Е. В. Здоровье и риски // Философия здоровья. Саратов : Изд-во СГУ, 2012. С. 82–89.
8. Бабин А. В. Значение физической подготовки в формировании здорового образа жизни обучающихся образовательных организаций МВД России // Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федераци : сборник научных статей Всероссийского конкурса. Выпуск 5. Волгоград : Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 23–27.
9. Бабин А. В., Ячменев С. П. Влияние физической подготовки образовательных организаций МВД России на мотивацию физической активности у обучающихся // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел : материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. С. 16–19.
10. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни (пер. с англ.). М. : Мир, 1997. 368 с.
11. Афанасьева В. В., Воробьев Р. В. Онтология здоровья. Саратов : Издательский центр «Научная книга», 2013. 136 с.
12. Афанасьева В. В., Воробьев Р. В. Здоровье как синергетический феномен // Философия здоровья. Саратов : Изд-во СГУ, 2012. С. 73–81.
13. Свирид В. В., Катников О. А., Кулумаева Т. В. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ» // Мир современной науки. 2014. № 4 (26).
14. Бриленок Н. Б. Роль мотивации в формировании ценностных ориентиров на здоровый образ жизни у младших школьников // Современные проблемы физической культуры, спорта : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 145-летию со дня рождения уроженца г. Ельца, первого российского олимпийского медалиста А. П. Петрова. Елец : Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2021. С. 10–13.
15. Носов А. Г., Бриленок Н. Б. К вопросу о здоровье обучающейся молодежи: социально-педагогический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 97.