НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА РЫНКА В КУЛЬТУРНОМ КОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Деятельность людей в целях нахождения путей для удовлетворения своих потребностей привела к созданию различных институтов, одним которых является рынок. В свою очередь, рынок выступает предметом исследования множества наук, в том числе социологии, которая рассматривает его, исходя из нескольких парадигм. С одной стороны, рынок в социологии может изучаться с учетом экономического, политического, исторического контекстов: здесь учитывается и политический режим, и его вариативность, и доминирующая экономическая политика государства. С другой стороны, преимущественно с помощью качественных методов исследования рынок можно рассматриваться как социокультурный феномен: на основе микросоциологических методов исследования, которые отражают семиотический код (уровень абстракции) в рыночной социальной среде, можно эксплицировать различные степени отношений. В результате формирования экономической конъюнктуры института рынка становится видно, что рынок генерирует определенную систему ценностей, понятий и представлений, которые неизбежно интегрируются в общественную реальность индивидов. Кроме того, исключительно экономические отношения, возникающие на рынке, – производство, обмен, купля-продажа – по некоторым причинам транспонируются на уровень межличностных или межгрупповых отношений, выходя за рамки консьюмеристской риторики. В этой связи формируются представления в социуме, где самые простые и незначительные повседневные практики, связанные с продажей, например, рукотворных вещей и предметов, которые, являясь элементами целой традиции и культуры, влияют на деятельность и жизнь социальной группы (или групп) в целом. Примером такого паттерна выступает торг, который не теряет своей актуальности в настоящее время, в том числе когда речь идет о покупке товаров в сети Интернет.

Ключевые слова:
социология, рынок, социальное взаимодействие, интеракция, символический интеракционизм, микросоциология, паттерны поведения, культура
Список литературы

1. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы. СПб. : Азбука 2018. 320 с.

2. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М. : ГУ ВШЭ, 2003. 328 с. ISBN 5-7598-0246-1.

3. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Общности. / пер. с нем., под ред. Л. Г. Ионина. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 432 с. ISBN 978-5-7598-1514-3.

4. Зиммель Г. Философия денег / перевод с немецкого, примечания А. Ф. Филиппова; предисловие Г. Зиммель // Теория общества: Фундаментальные проблемы. 1999. С. 309–383. Перевод по изданию : Georg Simmel. Philosophie des Geldes. Zweite, vermehrte Auflage. Leipzig : Verlag von Duncker und Humblot, 1907. S.III-IX, 3-61.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии // пер. с фр. и послесловие Л. Б. Гофмана. М. : Наука, 1990. 575 с. (Социологическое наследие) ISBN 5-02-013399-Х.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

7. Вебер М. Город / пер. с нем. М. : Strelka Press, 2018. 252 с.

8. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 2005. 288 с.

9. Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод /пер. с англ. А. М. Корбута. М. : Элементарные формы, 2017.

10. Горбунова М. Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. № 2.

11. Батыгин Г. С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступ. статья Г. С. Батыгина. М. : Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

12. Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб. : Изд-во Европейского университета, 2011. 334 с.

13. Гусельникова О. В. Терминологический аппарат структуры фрейма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 9. С. 137–149.

14. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб. : Питер, 2007. 334 с.

15. Амин Э., Трифт Н. Города: переосмысляя городское / пер. с англ. В. Николаева. Нижний Новгород : Красная ласточка, 2017. 224 с. (Городские исследования).

Войти или Создать
* Забыли пароль?