сотрудник с 01.01.2001 по настоящее время
УДК 811 Языки естественные и искусственные
В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально ориентированной иноязычной лексической компетенции с помощью составления терминологических словарей в процессе учебной деятельности. Подчеркивается, что основной целью разработки словаря специальности является формирование иноязычного вокабуляра обучаемого как системы понятий определенной области знаний, выраженных лексическими средствами иностранного языка с их обширными связями и отношениями. После проведенного анализа научной методической литературы автором формулируются функции и компоненты юридического терминологического словаря, описываются этапы его формирования. В работе предлагаются наиболее эффективные приемы отбора терминологических лексических единиц на материале электронных словарей для составления учебного словаря по теме «Law» и задания для усвоения и закрепления терминологического окабуляра для организации групповой и самостоятельной работы. По результатам тестирования и опроса дана характеристика данного метода обучения.
компетентностный подход, профессионально ориентированная лексическая компетенция, юриспруденция, лексический минимум, словарная статья, глоссарий, учебный словарь, электронные словари
1. Байбурина Р. З. Методика формирования профессионально ориентированной лексической компетенции у обучающихся юридического вуза// Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 2 (100). С. 137–143.
2. Бордовская Н. В. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 4–11.
3. Ятаева Е. В. Учебный глоссарий как средство развития учебной иноязычно-лексической компетенции в профессиональном языковом образовании: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 297 с.
4. Ильина О. А. Лексический минимум по языку специальности «Робототехника» как основа формирования лингвокоммуникативной компетенции иностранных магистрантов // Гуманитарный вестник. 2013. № 2 (4). URL: https://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/phil/42.html (дата обращения: 01.02.2024).
5. Дементьева Т. М. Принципы отбора активной специальной лексики в профессионально ориентированном преподавании немецкого языка в сфере юриспруденции // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. № 12 (177). С. 136–148.
6. Петрусевич П. Ю. Методика формирования лексической компетенции школьников при освоении ими нескольких иностранных языков: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2018. 195 с.
7. Гузова А. В., Савицкая Н. В. Технология формирования лексической компетенции на основе аутентичных текстов по специальности // Педагогика и просвещение. 2020. № 1. С. 15–26.
8. Мещерякова О. В. Принципы отбора лексики в учебные пособия для студентов неязыковых вузов // Наука и образование: новое время. 2018. № 2. С. 416–421.
9. Харина М. В. Применение частотных словарей в процессе развития англоязычной лексической компетенции студентов ИТ-направлений // Открытое образование. 2018. № 22 (5). С. 65–73.
10. Серова Т. С., Чайникова Г. Р. Функции учебного терминологического словаря как средства формирования иноязычной речевой лексической компетенции // Язык и культура. 2015. № 1 (29). С. 139–
11. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/29/15.
12. Чайникова Г. Р. Структура учебного терминологического словаря как средства формирования иноязычной лексической компетенции // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 2 (12). С. 93–97.
13. Чайникова Г. Р. Методика формирования иноязычной речевой лексической компетенции на основе внешней информационной основы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016.№ 4 (58). C. 207–210.
14. Сюльжина Н. К. Методика создания и дидактической организации гипертекста при изучении теоретических дисциплин в профессиональной подготовке специалиста-переводчика: дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2006. 293 с.
15. Панышева Т. Ю. Формирование профессиональной лексической компетенции у студентов неязыковых специальностей на базе интернет-словарей // Вопросы методики преподавания в вузе. 2012. № 1 (15). С. 28–33.
16. Солоницына А. С. Облачные технологии как средство развития иноязычной лексической компетенции будущих учителей иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 5 (165). С. 160–176. DOI:https://doi.org/10.25588/CSPU.2021.165.5.013.