УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматриваются некоторые особенности процесса патриотического воспитания, построенного на основе ситуационно-средового подхода; определена структура патриотизма личности как совокупность четырех компонентов: мотивационного, познавательного, рефлексивного, креативного. Автор синтезирует понятие «личностная патриотическая позиция», выделяет четыре этапа ее формирования в ходе взаимодействия субъекта со средой патриотического воспитания, описывает специфику активности личности воспитанника на каждом из них: познание среды патриотического воспитания; познание себя в среде патриотического воспитания; выработка личностной патриотической позиции; реализация патриотической позиции. Вопросы, которым посвящена статья, касаются самоопределения личности в части формирования системы ее взаимосвязанных ценностно-смысловых отношений к своей стране и себе как гражданину страны, что свидетельствует об актуальности и перспективности дальнейшей научной разработки рассматриваемой проблемы.
патриотизм, патриотическое воспитание, личность патриота, личностная патри- отическая позиция
1. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 14-20.
2. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающих образовательных систем: дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 2013. 465 с.
3. Купавцев Т. С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании: монография. М.: Академия управления МВД России. 2022. 168 с.
4. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-20.
5. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. С. 42-43.
6. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
7. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики. 2003. 349 с.
8. Выготский Л. С. Нравственное воспитание // Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991.
9. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
10. Божович Л. И., Неймарк М. С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130-134.
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 1997. 352 с.
12. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1966. 40 с.
13. Братусь Б. С. Аномалии личности. М: Мысль, 1988. 304 с.
14. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
15. Ходякова Н. В. Патриотизм как традиционная российская духовно-нравственная ценность и его воспитание // Академическая мысль. 2023. № 1.
16. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.