В статье рассматриваются проблемные вопросы противодействия коррупции, которые влияют на экономическую безопасность государства. Коррупция затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе влияет на конституционную неприкосновенность государства. Важной задачей, стоящей перед государством, является осуществление эффективной борьбы с коррупцией и ее последствиями.
коррупция, профилактика коррупции, борьба с коррупцией, экономическая безопасность, теневая экономика, IT
В наши дни коррупция представляет собой не что иное, как получение имущественной выгоды и различного рода юридических преимуществ обходными путями, т. е. игноририрование текущего законодательства для удовлетворения своих желаний и личных интересов, а также решение некоторых жизненных проблем в той или иной сфере при помощи «своих» людей и денежных средств. Основополагающий базис всей системы национальной безопасности любого государства – экономическая безопасность и ее стабильная деятельность. Основой криминализации отношений, складывающихся в экономической сфере, являются теневая экономика и коррупция, которые усугубляют положение устойчивости экономической безопасности. В условиях очевидной глобализации коррупция и преступность в целом пытаются внедриться как можно глубже во все сферы жизнедеятельности граждан Российской Федерации. В конечном итоге все это влечет за собой полное разрушение принципов, относящихся к социальной справедливости, мешает активному и обязательно успешному процессу роста государства и его отдельных институтов. То есть то, что в стране должно являться законной нормой, игнорируется правонарушителями коррупционной преступности, подкашивая экономическую деятельность государства. Таким образом, теневая экономика, порождающая коррупцию, в XXI в. становится одной из самых масштабных и серьезных проблем не только в Российской Федерации, но и во всем мире, потому и носит международный характер. Являясь проявлением девиантного поведения должностных публичных лиц, выражающегося в уклонении от установленных государством формально определенных правил относительно официальных полномочий, коррупция позволяет получить желаемое незаконным путем. Получение выгоды мошенниками в личных целях может осуществляться множеством способов, не всегда известных лицам, осуществляющим антикоррупционную политику. Для лучшего понимания необходимо выделить некоторые из них: 1. Взятка (подкуп) – материальные или иные ценности, а также услуги, принимаемые тем или иным должностным лицом за ряд определенных действий, которые оно в соответствии со своим служебным положением обязуется совершить в пользу лица, предлагающего осуществление взятки. В качестве примера можно привести недобросовестных сотрудников дорожно-патрульной службы, которые могут получить определенное количество денежных средств от нарушителя правил дорожного движения взамен на отказ в выписывании штрафа за превышение скорости. 2. Вымогательство – приобретение незаконной выгоды имущественного или иного характера посредством использования принуждения, а также оказания воздействия на волю лица, являющегося потерпевшим. Например, получение услуги в виде бесплатного ремонта транспортного средства, осуществляемого посредством угрозы рабочему со стороны правонарушителя. 3. Непотизм – своеобразный вид покровительства, касающийся достижения поставленной цели, со стороны родственников или близких друзей и знакомых лица. Ярким примером в данном случае является поступление вчерашнего школьника в университет при помощи влиятельных родителей, осуществляющих свою трудовую деятельность в данном образовательном учреждении. 4. Злоупотребление служебным положением может проявляться в виде использования гражданским служащим служебной информации в личных целях. 5. Криминальный лоббизм – продвижение личностных интересов в органах государственной власти путем нарушения законодательства. Например, противоречащее закону воздействие на органы местного самоуправления со стороны граждан в целях принятия того или иного общественного решения. 6. Хищение – вид коррупции, который зачастую проявляется в нецелевом использовании бюджетных средств. Хищение при этом серьезно деформирует структуру государственных расходов. К сожалению, данный список способов осуществления коррупционных преступлений не является исчерпывающим. Мошенники активно продумывают и претворяют в жизнь новые схемы приобретения выгоды незаконным путем, а большинство преступлений так и остются нераскрытыми и даже невыявленными. Хотелось бы также обратить внимание на те сферы жизнедеятельности граждан и организаций Российской Федерации, которые от коррупции страдают и получают значительный ущерб в большей степени. Протекающая цифровизация коснулась не только экономики, но и всех сфер жизни общества. Цифровизация в нашей стране ярко продемонстрировала свои способности, тем самым привлекла не только добросовестных пользователей, но и огромное число мошенников, желающих получить хоть какую-то выгоду для себя в обход закона. Таким образом, именно сфера IT находится в секторе высокого коррупционного риска и, несомненно, привлекает участников криминально-рентного бизнеса, поскольку считается непрозрачной и имеет достаточно большой поток денежных средств [1; 2; 3; 4; 5]. Помимо того, что коррупция негативно влияет на общественное развитие в целом, весьма сильно страдает крупный, средний и малый бизнес. Поскольку эффективное предпринимательство существенно влияет на экономическое развитие государства и макроэкономический рост, увеличивая производительность труда и количество рабочих мест для населения, государственные контролирующие органы обязаны оказывать помощь малому и среднему бизнесу. Однако на практике по противодействию коррупции в отношении преступников применяется лишь наказание за неправильное исполнение закона, что никак не способствует выживанию бизнеса в текущих условиях жесткой конкуренции [6; 7; 8]. Также необходимо отметить отечественный агропромышленный комплекс. Здесь коррупционный характер связан с выделением денежных средств государством для поддержания и развития агроорганизаций с целью обеспечения импортозамещения и продовольственной безопасности населения страны. Продовольственная безопасность страны относится к национальной безопасности и является одним из главных составляющих компонентов в обеспечении конституционной независимости страны [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15]. Следовательно, коррупция затрагивает не только государственные ресурсы, но и по своей сути мешает предпринимателям осуществлять свою законную деятельность. Она посягает и на их ресурсы, ведь, например, уголовное преследование лица за получение взятки приводит к непосредственному нарушению личных и имущественных прав граждан. Коррупционная преступность носит общественно опасный характер, а значит, требует особого внимания и системного подхода для осуществления ее противодействия. Каким же образом остановить распространение и развитие коррупционных схем и коррупции в целом? В первую очередь антикоррупционная политика должна предусматривать внедрение в свою деятельность профилактических методов, поскольку именно этот фактор позволит предотвратить наступление возможных общественно опасных коррупционных последствий. Само по себе противодействие коррупции подразумевает собой непосредственную деятельность компетентных органов по предупреждению, своевременному пресечению, оперативному раскрытию и расследованию преступлений, касающихся выявления факта коррупции. Необходимо ужесточить меры наказания за коррупционные преступления в целях усмирения граждан, их совершающих. Это позволит снизить процент выявляемых преступлений и побудить лиц к отказу от такой деятельности. Совершенствование законодательства, т. е. предусмотрение дополнительных санкций по нововыявленным способам совершения правонарушений в данной сфере, также поможет в эффективной борьбе с коррупционной преступностью. Поскольку в настоящий момент наибольший урон получает IT-сфера, государство должно вести работу над улучшением качества подготовки компетентных сотрудников, ведь именно при таких обстоятельствах правоохранительная деятельность получит возможность выявлять коррупционные преступления технологического характера гораздо быстрее и успешнее. Немаловажно упомянуть и развитие морально-нравственных ценностей как должностных лиц, так и общества в целом. Здесь следует отметить, что многочисленные организации и институты государства предусматривают и вводят в применение разнообразные кодексы этики, предписывающие должное поведение тех или иных компетентных лиц. Это, безусловно, поспособствует выработке моральных устоев у граждан и, возможно, отчасти предотвратит возможность совершения ими коррупционных преступлений. Проведение антикоррупционной экспертизы является еще одним из методов борьбы с коррупцией в нашей стране. Основной задачей ее проведения выступает подтверждение различного рода факторов, которые непосредственно тем или иным образом способствуют коррупции. Это могут быть действия, устанавливающие для правоприменителя достаточно обширные пределы усмотрения либо же отсутствие возможности необоснованного использования исключений из правил, которые в себе содержат трудновыполнимые требования как к гражданам, так и к организациям. Деятельность антикоррупционной политики государства не стоит на месте и старается не отставать от прогресса тех методов, которые разрабатываются правонарушителями в сфере коррупционной преступности. Поскольку законодатель предусматривает ряд санкций, применяемых в отношении мошенников, а компетентные органы занимаются вопросом профилактики и пресечения коррупции, борьба с ней является достаточно эффективной, хотя все же явно нуждается в совершенствовании. В настоящий момент преодоление коррупции для стабильности и постоянства экономической безопасности является главнейшей задачей всей системы государственного управления. И хотя, возможно, силы антикоррупционной политики и мошенников в этой сфере неравны, государство активно работает над этой проблемой, создавая новейшие методики для противодействия коррупции.
1. Гусманов Р. У., Низамов С. С. К вопросу цифровизации системы образования // Модернизация аграрного образования : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. Томск; Новосибирск : ИЦ Золотой колос, 2021.
2. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Цифровизация в системе образования // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий : сборник VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Новосибирск : ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2021.
3. Гусманов Р. У., Стовба Е. В., Низамов С. С. Цифровизация как фактор экономического роста и драйвер устойчивого развития сельских территорий // Взаимодействие города и села в современном обществе: тенденции, проблемы, перспективы. М. : ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2021.
4. Низамов С. С. Цифровая трансформация системы образования // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации : сборник материалов 4-й Международной конференции. Уфа, 2022. С. 51-55.
5. Низамов С. С., Стовба Е. В., Стовба А. В. Состояние и тенденции развития высшего образования в Республике Башкортостан // Научное творчество XXI века : материалы XXXII Международной научно-практической (очно-заочной) конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2022.
6. Бачурин Е. Ю., Низамов С. С. Понятие недобросовестной конкуренции и ее влияние на безопасность предпринимательской деятельности // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. № 4 (12). 2022.
7. Низамов С. С. К вопросу о состояния мошенничества с материнским капиталом в Республике Башкортостан // Экономика и право в условиях глобальных вызовов : материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. Ч. 2. Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2020.
8. Низамов С. С., Макарова О. Б. Общество, экономика и право: проблемы взаимодействия в современных условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. № 2 (14). 2023.
9. Гусманов Р. У., Низамов С. С., Стовба Е. В. Продовольственная безопасность и необходимость государственного регулирования зернового рынка // Актуальные вопросы развития производства пищевых продуктов: технологии, качество, экология, оборудование, менеджмент и маркетинг : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Уссурийск, 2019.
10. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Вопросы продовольственной безопасности // Теоретико-методологические проблемы измерения, прогнозирования и управления продовольственной безопасностью России. М. : ВИАПИ им. А. А. Никонова : «Энциклопедия российских деревень», 2014.
11. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Обеспечение продовольственной безопасности региона на фоне принятых санкций и политика импортозамещения // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77).
12. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Состояние продовольственной безопасности Республики Башкортостан // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза : РИО ПГАУ, 2017.
13. Гусманов Р. У., Стовба Е. В., Низамов С. С., Обеспечение продовольственной безопасности региона в условиях импортозамещения // Теория и практика мировой науки. Екатеринбург, 2017. № 11.
14. Низамов С. С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Право: ретроспектива и перспектива. № 3 (11). 2022.
15. Низамов С. С. Продовольственная безопасность Республики Башкортостан на фоне санкций против России // Продовольственная безопасность: XXI век : сборник научных трудов. М. : Фонд «Кадровый резерв». Выпуск 1. 2022.