The article deals with problematic issues of combating corruption, which affect the economic security of the state. Corruption affects all spheres of society, including affecting the constitutional inviolability of the state. One of the priority tasks facing the State is the implementation of an effective fight against corruption and its consequences.
corruption, prevention of corruption, fight against corruption, economic security, shadow economy, IT
В наши дни коррупция представляет собой не что иное, как получение имущественной выгоды и различного рода юридических преимуществ обходными путями, т. е. игноририрование текущего законодательства для удовлетворения своих желаний и личных интересов, а также решение некоторых жизненных проблем в той или иной сфере при помощи «своих» людей и денежных средств. Основополагающий базис всей системы национальной безопасности любого государства – экономическая безопасность и ее стабильная деятельность. Основой криминализации отношений, складывающихся в экономической сфере, являются теневая экономика и коррупция, которые усугубляют положение устойчивости экономической безопасности. В условиях очевидной глобализации коррупция и преступность в целом пытаются внедриться как можно глубже во все сферы жизнедеятельности граждан Российской Федерации. В конечном итоге все это влечет за собой полное разрушение принципов, относящихся к социальной справедливости, мешает активному и обязательно успешному процессу роста государства и его отдельных институтов. То есть то, что в стране должно являться законной нормой, игнорируется правонарушителями коррупционной преступности, подкашивая экономическую деятельность государства. Таким образом, теневая экономика, порождающая коррупцию, в XXI в. становится одной из самых масштабных и серьезных проблем не только в Российской Федерации, но и во всем мире, потому и носит международный характер. Являясь проявлением девиантного поведения должностных публичных лиц, выражающегося в уклонении от установленных государством формально определенных правил относительно официальных полномочий, коррупция позволяет получить желаемое незаконным путем. Получение выгоды мошенниками в личных целях может осуществляться множеством способов, не всегда известных лицам, осуществляющим антикоррупционную политику. Для лучшего понимания необходимо выделить некоторые из них: 1. Взятка (подкуп) – материальные или иные ценности, а также услуги, принимаемые тем или иным должностным лицом за ряд определенных действий, которые оно в соответствии со своим служебным положением обязуется совершить в пользу лица, предлагающего осуществление взятки. В качестве примера можно привести недобросовестных сотрудников дорожно-патрульной службы, которые могут получить определенное количество денежных средств от нарушителя правил дорожного движения взамен на отказ в выписывании штрафа за превышение скорости. 2. Вымогательство – приобретение незаконной выгоды имущественного или иного характера посредством использования принуждения, а также оказания воздействия на волю лица, являющегося потерпевшим. Например, получение услуги в виде бесплатного ремонта транспортного средства, осуществляемого посредством угрозы рабочему со стороны правонарушителя. 3. Непотизм – своеобразный вид покровительства, касающийся достижения поставленной цели, со стороны родственников или близких друзей и знакомых лица. Ярким примером в данном случае является поступление вчерашнего школьника в университет при помощи влиятельных родителей, осуществляющих свою трудовую деятельность в данном образовательном учреждении. 4. Злоупотребление служебным положением может проявляться в виде использования гражданским служащим служебной информации в личных целях. 5. Криминальный лоббизм – продвижение личностных интересов в органах государственной власти путем нарушения законодательства. Например, противоречащее закону воздействие на органы местного самоуправления со стороны граждан в целях принятия того или иного общественного решения. 6. Хищение – вид коррупции, который зачастую проявляется в нецелевом использовании бюджетных средств. Хищение при этом серьезно деформирует структуру государственных расходов. К сожалению, данный список способов осуществления коррупционных преступлений не является исчерпывающим. Мошенники активно продумывают и претворяют в жизнь новые схемы приобретения выгоды незаконным путем, а большинство преступлений так и остются нераскрытыми и даже невыявленными. Хотелось бы также обратить внимание на те сферы жизнедеятельности граждан и организаций Российской Федерации, которые от коррупции страдают и получают значительный ущерб в большей степени. Протекающая цифровизация коснулась не только экономики, но и всех сфер жизни общества. Цифровизация в нашей стране ярко продемонстрировала свои способности, тем самым привлекла не только добросовестных пользователей, но и огромное число мошенников, желающих получить хоть какую-то выгоду для себя в обход закона. Таким образом, именно сфера IT находится в секторе высокого коррупционного риска и, несомненно, привлекает участников криминально-рентного бизнеса, поскольку считается непрозрачной и имеет достаточно большой поток денежных средств [1; 2; 3; 4; 5]. Помимо того, что коррупция негативно влияет на общественное развитие в целом, весьма сильно страдает крупный, средний и малый бизнес. Поскольку эффективное предпринимательство существенно влияет на экономическое развитие государства и макроэкономический рост, увеличивая производительность труда и количество рабочих мест для населения, государственные контролирующие органы обязаны оказывать помощь малому и среднему бизнесу. Однако на практике по противодействию коррупции в отношении преступников применяется лишь наказание за неправильное исполнение закона, что никак не способствует выживанию бизнеса в текущих условиях жесткой конкуренции [6; 7; 8]. Также необходимо отметить отечественный агропромышленный комплекс. Здесь коррупционный характер связан с выделением денежных средств государством для поддержания и развития агроорганизаций с целью обеспечения импортозамещения и продовольственной безопасности населения страны. Продовольственная безопасность страны относится к национальной безопасности и является одним из главных составляющих компонентов в обеспечении конституционной независимости страны [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15]. Следовательно, коррупция затрагивает не только государственные ресурсы, но и по своей сути мешает предпринимателям осуществлять свою законную деятельность. Она посягает и на их ресурсы, ведь, например, уголовное преследование лица за получение взятки приводит к непосредственному нарушению личных и имущественных прав граждан. Коррупционная преступность носит общественно опасный характер, а значит, требует особого внимания и системного подхода для осуществления ее противодействия. Каким же образом остановить распространение и развитие коррупционных схем и коррупции в целом? В первую очередь антикоррупционная политика должна предусматривать внедрение в свою деятельность профилактических методов, поскольку именно этот фактор позволит предотвратить наступление возможных общественно опасных коррупционных последствий. Само по себе противодействие коррупции подразумевает собой непосредственную деятельность компетентных органов по предупреждению, своевременному пресечению, оперативному раскрытию и расследованию преступлений, касающихся выявления факта коррупции. Необходимо ужесточить меры наказания за коррупционные преступления в целях усмирения граждан, их совершающих. Это позволит снизить процент выявляемых преступлений и побудить лиц к отказу от такой деятельности. Совершенствование законодательства, т. е. предусмотрение дополнительных санкций по нововыявленным способам совершения правонарушений в данной сфере, также поможет в эффективной борьбе с коррупционной преступностью. Поскольку в настоящий момент наибольший урон получает IT-сфера, государство должно вести работу над улучшением качества подготовки компетентных сотрудников, ведь именно при таких обстоятельствах правоохранительная деятельность получит возможность выявлять коррупционные преступления технологического характера гораздо быстрее и успешнее. Немаловажно упомянуть и развитие морально-нравственных ценностей как должностных лиц, так и общества в целом. Здесь следует отметить, что многочисленные организации и институты государства предусматривают и вводят в применение разнообразные кодексы этики, предписывающие должное поведение тех или иных компетентных лиц. Это, безусловно, поспособствует выработке моральных устоев у граждан и, возможно, отчасти предотвратит возможность совершения ими коррупционных преступлений. Проведение антикоррупционной экспертизы является еще одним из методов борьбы с коррупцией в нашей стране. Основной задачей ее проведения выступает подтверждение различного рода факторов, которые непосредственно тем или иным образом способствуют коррупции. Это могут быть действия, устанавливающие для правоприменителя достаточно обширные пределы усмотрения либо же отсутствие возможности необоснованного использования исключений из правил, которые в себе содержат трудновыполнимые требования как к гражданам, так и к организациям. Деятельность антикоррупционной политики государства не стоит на месте и старается не отставать от прогресса тех методов, которые разрабатываются правонарушителями в сфере коррупционной преступности. Поскольку законодатель предусматривает ряд санкций, применяемых в отношении мошенников, а компетентные органы занимаются вопросом профилактики и пресечения коррупции, борьба с ней является достаточно эффективной, хотя все же явно нуждается в совершенствовании. В настоящий момент преодоление коррупции для стабильности и постоянства экономической безопасности является главнейшей задачей всей системы государственного управления. И хотя, возможно, силы антикоррупционной политики и мошенников в этой сфере неравны, государство активно работает над этой проблемой, создавая новейшие методики для противодействия коррупции.
1. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. On the issue of digitalization of the education system // Modernization of agricultural education: a collection of scientific papers based on the materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Tomsk; Novosibirsk : IC Golden Ear, 2021. (In Russ.)
2. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. Digitalization in the education system // The role of agricultural science in the sustainable development of rural areas : collection of the VI All-Russian (national) scientific conference with international participation. Novosibirsk : Information Center NSAU “Golden Ear”, 2021. (In Russ.)
3. Gusmanov R. U., Stovba E. V., Nizamov S. S. Digitalization as a factor of economic growth and driver of sustainable development of rural areas // Interaction between town and village in modern society: trends, problems, prospects. M. : VIAPI named after A. A. Nikonov, 2021. (In Russ.)
4. Nizamov S.S. Digital transformation of the education system // Modern digital technologies in the activities of educational organizations of law enforcement agencies: concept, practice, innovation : collection of materials of the 4th International Conference. Ufa, 2022. P. 51-55. (In Russ.)
5. Nizamov S. S., Stovba E. V., Stovba A. V. State and trends in the development of higher education in the Republic of Bashkortostan // Scientific creativity of the 21st century : materials of the XXXII International scientific-practical (face-to-face and correspondence) conference of students and graduate students and young scientists. Krasnoyarsk, 2022. (In Russ.)
6. Bachurin E. Yu., Nizamov S. S. The concept of unfair competition and its impact on the safety of entrepreneurial activity // Society, law, statehood: retrospect and prospect. No. 4 (12). 2022. (In Russ.)
7. Nizamov S.S. On the issue of fraud with maternity capital in the Republic of Bashkortostan // Economics and law in the context of global challenges : materials of the National scientific and practical conference with international participation. Part 2. Nalchik: Kab.-Balk. University, 2020. (In Russ.)
8. Nizamov S. S., Makarova O. B. Society, economics and law: problems of interaction in modern conditions // Society, law, statehood: retrospect and prospect. No. 2 (14). 2023. (In Russ.)
9. Gusmanov R. U., Nizamov S. S., Stovba E. V. Food security and the need for state regulation of the grain market // Current issues in the development of food production: technology, quality, ecology, equipment, management and marketing : materials III All-Russian scientific and practical conference. Ussuriysk, 2019. (In Russ.)
10. Gusmanov R. U., Nizomov S. S. Issues of food security // Theoretical and methodological problems of measuring, forecasting and managing food security in Russia. M. : VIAPI named ater A. A. Nikonova : “Encyclopedia of Russian villages”, 2014. (In Russ.)
11. Gusmanov R. U., Nizomov S. S. Ensuring food security of the region against the backdrop of adopted sanctions and the policy of import substitution // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). (In Russ.)
12. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. State of food security of the Republic of Bashkortostan // Regional problems of sustainable development of rural areas : collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference. Penza : RIO PSAU, 2017. (In Russ.)
13. Gusmanov R. U., Stovba E. V., Nizamov S. S., Ensuring food security of the region in conditions of import substitution // Theory and practice of world science Sverdlovsk regional branch of the International public organization “International Academy of Agrarian Education”. Ekaterinburg, 2017. No. 11. (In Russ.)
14. Nizamov S. S. Criteria and indicators of economic security of the state // Law: retrospective and perspective. No. 3 (11). 2022. (In Russ.)
15. Nizamov S. S. Food security of the Republic of Bashkortostan against the backdrop of sanctions against Russia // Food security: 21st century : collection of scientific works. M.: Personnel Reserve Foundation. Issue 1. 2022. (In Russ.)