Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современные образовательные и общественные условия выдвигают повышенные требования к качеству образования. При этом ключевую роль в образовательном процессе, помимо профессиональных навыков и знаний, играет личность педагога. Она важна при формировании эффективной образовательной среды и достижении образовательных целей. Ведь именно современный педагог является наставником (воспитателем, психологом, помощником, другом) будущего поколения. Следовательно, с быстрым изменением жизни личность педагога должна корректироваться и адаптироваться к современным условиям общества. В данной статье авторы рассматривают важность и роль личности педагога в современном образовательном пространстве, а также основные качества, которыми должен обладать современный педагог. Кроме того, обосновывают понятие педагогической личности в условиях современного образовательного пространства. Показано, что становление образа современной педагогической личности сопровождается формированием не только профессиональных качеств, но и базовых свойств личности.

Ключевые слова:
образовательное пространство, личность педагога, образ педагогической личности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Глобализация образования предъявляет повышенные требования к качеству образования: внедрение новейших информационных и коммуникационных технологий, новых форм освоения знаний образовательных услуг, развитие концепции непрерывного образования и, соответственно, совершенствование педагогической личности. Сегодня процесс становления деятельности и личности педагога зависит от требований, предъявляемых обществом (родителями, обучающимися) и государством в соответствии с федеральным законом об образовании, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, положениями, уставом, иными документами образовательной организации. С учетом настоящих потребностей, предъявляемых обществом к специалистам образовательной деятельности, структурируется образ (модель) современной педагогической личности. Поэтому содержание профессиональных качеств и базовых свойств личности аккумулировано в идеальном образе (профессиограмме) личности педагога. По классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия, основанная на взаимоотношении с людьми и направленная на удовлетворение запроса другого человека, относится к типу «человек-человек». Педагог в переводе с греческого – «ведущий ребенка». Г. Ю. Баротова отмечает, что «педагог – это высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке; это лицо, занимающееся воспитательной и преподавательской работой. Педагог осуществляет две важные социальные функции – адаптивную и гуманистическую (человекообразующую)»[1, с. 1]. К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений. Причины обширного нравственного влияния личности педагога на личность обучающихся лежат в самой природе человека и человеческих отношений, складывающихся в процессе педагогической деятельности» [1, с. 1]. По мнению Ф. В. Шарипова, модель личности специалиста представляет собой трехуровневую систему [2, с. 372]: 1. Личность как индивидуальность (физические качества, особенности темперамента, черты характера, волевые качества, эмоциональная сфера). 2. Личность как гражданин общества (статус личности, ценностные ориентации, мировоззрение, потребности и интересы, нравственно-эстетические качества). 3. Личность как субъект деятельности (знания, умения, навыки, виды деятельности, способности). В. А. Сластенин определяет следующие базовые свойства и характеристики личности педагога: 1. Высокая гражданская активность и социальная ответственность (высокий профессиональный долг). 2. Любовь и понимание к обучающимся (человеколюбие). 3. Духовная культура и коллективизм (желание работать с другими). 4. Иннновационный стиль научно-педагогического мышления (высокий профессионализм) [3, с. 24–25]. Каков же социальный заказ общества к личности современного педагога? Некоторые из них представлены на рисунке 1. Профессионализм педагогической деятельности выражается в психолого-педагогической компетентности и педагогическом мастерстве. Компетентность представляет собой высокий уровень профессиональных знаний, умений навыков и способностей в области преподаваемой дисциплины. Выделим основные виды педагогической компетентности: а) коммуникативная компетентность – владение профессиональным педагогическим общением, которое выражается в умении организовывать эффективное взаимодействие с обучающимися и коллегами (умение вести беседу, дискуссию; вызывать доверие; управлять конфликтами; адекватно воспринимать критику); б) организаторская компетентность – умение выполнять управленческие функции (организация занятий, мероприятий, руководство курсовыми и дипломными проектами, кураторская деятельность); в) креативная компетентность представляет собой способность к свободному творчеству, проявляющуюся в находчивости, любознательности, гибкости мышления, независимости в поступках, оригинальности, смекалке и др. Педагогическое мастерство – это высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-воспитательной деятельностью [2, с. 394]. Следовательно, преподаватель-мастер – специалист высокой культуры, глубоко знающий свою дисциплину, психологию личности, педагогическую психологию и педагогику, в совершенстве владеющий методикой преподавания и воспитания [2, с. 386]. Основными взаимосвязанными компонентами в системе педагогического мастерства являются: гуманистическая направленность, профессиональная компетентность, педагогические способности и педагогическая техника [2, с. 386]. Главной задачей каждого педагога является непрерывное совершенствование своего педагогического мастерства. Для этого необходимо постоянно работать над собой, чтобы не потерять интерес к своей деятельности и ощущать удовлетворение от выполняемой работы. Так, к факторам, способствующим эффективному развитию и профессиональному становлению личности педагога, можно отнести: – самообразование с целью расширения знаний по психологии и педагогике, по методике преподавания, в области преподаваемой дисциплины; – создание научно-методических комплексов и совершенствование содержания методов и форм обучения; – участие в научно-представительских мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах); – организация школы молодого преподавателя для начинающих педагогов (чтение лекций, показ мастер-класса); – повышение научно-педагогической квалификации и стажировка в ведущих вузах; – взаимодействие с опытными педагогами-наставниками, которые могут передать свой опыт и знания, способствует развитию компетентности молодых педагогов. Педагог как профессионал является примером подражания для своих учеников, а его личностные качества оказывают значительное влияние на обучающихся (таблица 1). А. А. Ушаков считает, что именно саморазвитие является одной из ключевых компетенций современного педагога в быстро меняющихся социокультурных условиях, так как только активно развивающийся специалист может реагировать на вызовы времени и новые требования профессиональной среды. Поэтому самосовершенствование является определяющим уровнем личностно-профессиональных качеств педагога [4, с. 5–7]. Современный педагог – это личность, свободно ориентирующаяся в различных отраслях науки, знающая новые исследования, открытия и гипотезы, умеющая видеть ближние и дальнейшие перспективы педагогической науки [3, с. 26]. Современный педагог – это также внимательный психолог, владеющий знаниями возрастной психологии и понимающий психологическое состояние обучающихся [1, с. 1]. Таким образом, личностные качества педагога играют важную роль в успешности осуществления профессиональной деятельности. 

Список литературы

1. Баротова Г. Ю. Педагог - это не просто, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). 2021. № 5-6 (9-10).

2. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие. М. : Логос, 2012. 448 с.

3. Педагогика : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией Л. С. Подымовой В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство «Юрайт», 2023. 246 с.

4. Ушаков А. А. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегрированной образовательной среды : теория и технология : монография. М. : Мир науки, 2020.

Войти или Создать
* Забыли пароль?