employee
Russian Federation
Russian Federation
Modern educational and social conditions put forward increased requirements for the quality of education. At the same time, the key role in the educational process, in addition to professional skills and knowledge, is played by the personality of a teacher. It is important in the formation of an effective educational environment and the achievement of educational goals. After all, it is a modern teacher who is a mentor (educator, psychologist, assistant, friend) of the future generation. Consequently, with the rapid change in life, the personality of a teacher must be adjusted and adapted to the modern conditions of society. In this article, the authors consider the importance and role of a teacher's personality in the modern educational space, as well as the main qualities that a modern teacher should have. We substantiate the concept of a pedagogical personality in the conditions of the modern educational space. It is shown that the formation of the image of a modern pedagogical personality is accompanied by the formation of not only professional qualities, but also the basic personality traits.
educational space, personality of a teacher, image of a pedagogical personality
Глобализация образования предъявляет повышенные требования к качеству образования: внедрение новейших информационных и коммуникационных технологий, новых форм освоения знаний образовательных услуг, развитие концепции непрерывного образования и, соответственно, совершенствование педагогической личности. Сегодня процесс становления деятельности и личности педагога зависит от требований, предъявляемых обществом (родителями, обучающимися) и государством в соответствии с федеральным законом об образовании, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, положениями, уставом, иными документами образовательной организации. С учетом настоящих потребностей, предъявляемых обществом к специалистам образовательной деятельности, структурируется образ (модель) современной педагогической личности. Поэтому содержание профессиональных качеств и базовых свойств личности аккумулировано в идеальном образе (профессиограмме) личности педагога. По классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия, основанная на взаимоотношении с людьми и направленная на удовлетворение запроса другого человека, относится к типу «человек-человек». Педагог в переводе с греческого – «ведущий ребенка». Г. Ю. Баротова отмечает, что «педагог – это высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке; это лицо, занимающееся воспитательной и преподавательской работой. Педагог осуществляет две важные социальные функции – адаптивную и гуманистическую (человекообразующую)»[1, с. 1]. К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений. Причины обширного нравственного влияния личности педагога на личность обучающихся лежат в самой природе человека и человеческих отношений, складывающихся в процессе педагогической деятельности» [1, с. 1]. По мнению Ф. В. Шарипова, модель личности специалиста представляет собой трехуровневую систему [2, с. 372]: 1. Личность как индивидуальность (физические качества, особенности темперамента, черты характера, волевые качества, эмоциональная сфера). 2. Личность как гражданин общества (статус личности, ценностные ориентации, мировоззрение, потребности и интересы, нравственно-эстетические качества). 3. Личность как субъект деятельности (знания, умения, навыки, виды деятельности, способности). В. А. Сластенин определяет следующие базовые свойства и характеристики личности педагога: 1. Высокая гражданская активность и социальная ответственность (высокий профессиональный долг). 2. Любовь и понимание к обучающимся (человеколюбие). 3. Духовная культура и коллективизм (желание работать с другими). 4. Иннновационный стиль научно-педагогического мышления (высокий профессионализм) [3, с. 24–25]. Каков же социальный заказ общества к личности современного педагога? Некоторые из них представлены на рисунке 1. Профессионализм педагогической деятельности выражается в психолого-педагогической компетентности и педагогическом мастерстве. Компетентность представляет собой высокий уровень профессиональных знаний, умений навыков и способностей в области преподаваемой дисциплины. Выделим основные виды педагогической компетентности: а) коммуникативная компетентность – владение профессиональным педагогическим общением, которое выражается в умении организовывать эффективное взаимодействие с обучающимися и коллегами (умение вести беседу, дискуссию; вызывать доверие; управлять конфликтами; адекватно воспринимать критику); б) организаторская компетентность – умение выполнять управленческие функции (организация занятий, мероприятий, руководство курсовыми и дипломными проектами, кураторская деятельность); в) креативная компетентность представляет собой способность к свободному творчеству, проявляющуюся в находчивости, любознательности, гибкости мышления, независимости в поступках, оригинальности, смекалке и др. Педагогическое мастерство – это высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-воспитательной деятельностью [2, с. 394]. Следовательно, преподаватель-мастер – специалист высокой культуры, глубоко знающий свою дисциплину, психологию личности, педагогическую психологию и педагогику, в совершенстве владеющий методикой преподавания и воспитания [2, с. 386]. Основными взаимосвязанными компонентами в системе педагогического мастерства являются: гуманистическая направленность, профессиональная компетентность, педагогические способности и педагогическая техника [2, с. 386]. Главной задачей каждого педагога является непрерывное совершенствование своего педагогического мастерства. Для этого необходимо постоянно работать над собой, чтобы не потерять интерес к своей деятельности и ощущать удовлетворение от выполняемой работы. Так, к факторам, способствующим эффективному развитию и профессиональному становлению личности педагога, можно отнести: – самообразование с целью расширения знаний по психологии и педагогике, по методике преподавания, в области преподаваемой дисциплины; – создание научно-методических комплексов и совершенствование содержания методов и форм обучения; – участие в научно-представительских мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах); – организация школы молодого преподавателя для начинающих педагогов (чтение лекций, показ мастер-класса); – повышение научно-педагогической квалификации и стажировка в ведущих вузах; – взаимодействие с опытными педагогами-наставниками, которые могут передать свой опыт и знания, способствует развитию компетентности молодых педагогов. Педагог как профессионал является примером подражания для своих учеников, а его личностные качества оказывают значительное влияние на обучающихся (таблица 1). А. А. Ушаков считает, что именно саморазвитие является одной из ключевых компетенций современного педагога в быстро меняющихся социокультурных условиях, так как только активно развивающийся специалист может реагировать на вызовы времени и новые требования профессиональной среды. Поэтому самосовершенствование является определяющим уровнем личностно-профессиональных качеств педагога [4, с. 5–7]. Современный педагог – это личность, свободно ориентирующаяся в различных отраслях науки, знающая новые исследования, открытия и гипотезы, умеющая видеть ближние и дальнейшие перспективы педагогической науки [3, с. 26]. Современный педагог – это также внимательный психолог, владеющий знаниями возрастной психологии и понимающий психологическое состояние обучающихся [1, с. 1]. Таким образом, личностные качества педагога играют важную роль в успешности осуществления профессиональной деятельности.
1. Barotova G. Yu. A teacher is not just, but a high mission of creating a personality, affirming a person in a person // Bulletin of the Pedagogical University (Series 2: Pedagogy and psychology, methods of teaching humanitarian and natural disciplines). 2021. No. 5-6 (9-10). (In Russ.)
2. Sharipov F. V. Pedagogy and psychology of higher education : a textbook. Moscow : Logos, 2012. 448 p. (In Russ.)
3. Pedagogy: textbook and workshop for universities / under the general editorship of L. S. Podymova, V. A. Slastenina. 2nd ed., revised. and additional M. : Yurayt Publishing House, 2023. 246 p. (In Russ.)
4. Ushakov A. A. Personal and professional self-development of a teacher in an integrated educational environment: theory and technology : monograph. M. : Mir nauki, 2020. (In Russ.)