К вопросу о предотвращении проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Подрастающая личность подвержена воздействию множества внешних факторов, среди которых наибольшее деструктивное воздействие оказывают факторы, пропагандирующие идеологию экстремизма и терроризма. События последних лет, связанные с нападением преступников на учебные заведения в разных регионах Российской Федерации (Пермь – 2018, Керчь – 2018, Нарьян-Мар – 2019, Казань – 2021, Серпухов – 20211), что привело к гибели и ранению людей, актуализируют необходимость разработки комплексных мероприятий по защите подростков и учителей от преступных посягательств. В связи с этим представляется значимым выявление воздействующих факторов и реализация мероприятий, способствующих снижению доли участия несовершеннолетних граждан в экстремистских и террористических преступлениях. Материалом исследования послужили результаты проведенного авторами социологического опроса, отчетные сведения Генеральной прокуратуры РФ о состоянии преступности, действующие нормативные правовые акты. Использовались познавательные процедуры системного анализа, комплексного подхода к рассматриваемой проблеме, формально-логические методы (анализ, синтез). Проведение анонимного социологического опроса в сентябре–ноябре 2021 года и в июне 2022 года позволило сравнить отношение обучающихся в гражданском вузе и в ведомственном вузе МВД России к проявлениям экстремизма и терроризма. Предложены мероприятия по усилению воздействия институтов формального и неформального социального контроля с целью минимизации проявлений экстремизма среди молодежи.

Ключевые слова:
экстремизм, терроризм, подростковая преступность, факторы экстремизма и терроризма, профилактика экстремизма и терроризма
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

ВВЕДЕНИЕ Обзор литературы показал, что проблема профилактики проявлений терроризма и экстремизма в молодежной среде является предметом обсуждения многих авторов, при этом выделяемые ими воздействующие факторы различны. Одна группа авторов связывает цифровизацию (расширение доступа в сеть Интернет, использование социальных сетей) с причинами появления и развития экстремизма и терроризма среди подростков [1–2], другая – делает акцент на особенностях психики подрастающего поколения [3–7]. Иные авторы выделяют социальную среду в качестве важного фактора влияния на поведение молодежи [8–11]. Роль педагога в профилактике подростковой девиации высока, о чем свидетельствуют многочисленные научные труды [12–15]. Также имеются авторы, учитывающие совокупность воздействующих факторов и необходимость комплексного воздействия на молодежь с целью снижения проявлений экстремизма и терроризма [16–21]. Таким образом, в настоящее время отсутствует единое мнение относительно факторов, которые могут оказать влияние на формирование деструктивного поведения в сфере экстремизма и терроризма среди молодежи. Цель исследования: выявить факторы, негативно воздействующие на усиление деструктивного поведения в сфере экстремизма и терроризма среди молодежи. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Раскрываемость преступлений экстремистской направленности в России ежегодно растет (таблица 1). Общеизвестно, что 16-летие является возрастом наступления уголовной ответственности, при этом нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ не учитывают возраст несовершеннолетнего при совершении им преступлений экстремистской направленности. Это приводит к позднему выявлению экстремистской предрасположенности среди представителей молодежи и не позволяет осуществить своевременные меры профилактики данных преступлений. Авторами с учетом имеющегося опыта, в том числе опыта проведения учебных занятий по блоку «Обеспечение безопасности, формирование мышления против терроризма и экстремизма» программы повышения квалификации для учителей средних общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан, обзора СМИ, были разработаны вопросы и проведено анонимное добровольное анкетирование 115 человек, из них 67 человек – курсанты и слушатели Казанского юридического института МВД России (далее – КЮИ), 48 – студенты очной и заочной форм обучения Казанского (Приволжского) федерального университета (далее – КФУ). Анкетирование состояло из двух блоков: 1) проверка теоретических знаний респондентов; 2) изучение личного мнения и опыта респондентов. Были получены следующие результаты (в скобках будут приведены результаты ответов на аналогичные вопросы респондентами из КФУ): I. Проверка теоретических знаний респондентов На вопрос «Что такое экстремизм?» ответы распределились следующим образом. Подавляющее большинство респондентов из КЮИ (73,1 %) выбрали правильный вариант ответа, другие респонденты (22,4 %) выбрали вариант ответа, характеризующий террористическую деятельность (см. рисунок 1). Ответы студентов КФУ выглядят следующим образом. На вопрос «Что такое экстремизм?» подавляющее большинство респондентов из КФУ (68,8 %) выбрали правильный вариант ответа, другие респонденты (14,6 %) выбрали вариант ответа, характеризующий террористическую деятельность (см. рисунок 2). На вопрос «Что такое терроризм?» 82,1 % респондентов из КЮИ выбрали верный вариант ответа (из КФУ – 75 %), 13,4 % – выбрали ответ, характеризующий экстремистскую деятельность (из КФУ – 16,7 %). На вопрос «Каковы причины участия молодежи в преступных сообществах?» респонденты имели возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответов: 59,7 % респондентов выбрали вариант «стремление реализовать свои скрытые незаконные желания» (35,4 %), 55,2 % – «получение финансовой независимости» (25 %), 49,3 % – «возможность самореализации» (37,5 %), иные 49,3 % – «желание не быть изгоем среди сверстников» (39,6 %), 16,4 % – «боязнь наказания, избиения» (14,6 %) и др. На вопрос «Что может побудить молодежь совершить преступление?» ответы распределились следующим образом: 76,1 % респондентов отметили наличие психических заболеваний у молодежи (39,6 %), 68,7 % – желание отомстить (47,9 %), 67,2 % – нахождение в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) (22,9 %), другие 67,2 % – наличие членства в неформальных организациях (31,3 %), иные 67,2 % – конфликты, неблагоприятная атмосфера в семье (18,8 %), 47,8 % – стремление реализовать свои скрытые незаконные желания (18,8 %) и др. На вопрос «Сталкивались ли Вы с экстремистскими, террористическими преступлениями?» респонденты ответили следующим образом: 97 % – не сталкивались (93,8 %), 3 % – были потерпевшими (0 %), 1,5 % – отметили, что принимают участие в противодействии и противоборстве с указанными явлениями. Респонденты из КФУ при ответе на данный вопрос выбрали варианты ответов, которые не выбрали респонденты из КЮИ: 4,2 % – да, были очевидцами, 2,1 % – в городе, где я был, произошел террористический акт. Отвечая на вопрос «Как можно выявить человека, предрасположенного к совершению экстремистских, террористических и иных преступлений?» были выбраны следующие ответы: 61,2 % – у человека заметно изменяется поведение, настроение (20,8 %), другие 61,2 % – он сокращает контакты с окружающими людьми (10,4 %), иные 61,2 % – он становится участником неформальных объединений, в т. ч. в сети Интернет (37,5 %), 20,9 % – у него, как правило, происходят конфликты в семье (14,6 %) и др. На вопрос «Как Вы думаете, можно ли оказать сопротивление, обезоружить преступника?» респонденты ответили следующим образом: 76,1 % – зависит от количества преступников и количества потенциальных жертв преступника, уверенности и сплоченности потерпевших (14,6 %), 61,2 % – можно при наличии оружия самообороны и/или должной физической подготовки (27,1 %), 50,7 % – можно, но это зависит от вида используемого преступником оружия (16,7 %) и др. На вопрос «Какие факторы внешней среды, на Ваш взгляд, оказывают существенное влияние на вероятность формирования преступника?» респонденты ответили так: 74,6 % – сверстники (52,1 %), 65,7 % – активность в сети Интернет (60,4 %), 55,2 % – семья (38,6 %), 53,7 % – школа (31,3 %), и др. На вопрос «Как можно снизить проявления экстремизма, терроризма, иных преступлений среди молодежи?» респонденты ответили таким образом: 65,7 % – обеспечить бесплатными спортивными, творческими секциями в свободное время (60,4 %), 62,7 % – усилить меры безопасности в общественных местах и учреждениях (50 %), 47,8 % – ужесточить меры ответственности для организаторов и участников экстремистских и террористических организаций (47,9 %), 46,3 % – повысить заработную плату в стране (52,1 %), другие 46,3 % – расширить государственную поддержку семей с детьми (41,7 %) и др. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты проведенного социологического анкетирования показали, что обучающиеся в ведомственном вузе МВД России имеют лучшую подготовленность к противодействию экстремистским и террористическим преступлениям. При этом фактически идентичны мнения респондентов из КЮИ и КФУ относительно воздействующих факторов и мер по снижению экстремизма и терроризма, если соотнести доли ответивших респондентов на предложенные варианты ответов. Именно комплексное систематическое воздействие неформального и формального социального контроля способно снизить долю девиантного поведения экстремистской направленности среди молодежи. При этом формальный социальный контроль должен быть направлен на ограничение деструктивной информации в Интернете, неформальный – на вовлечение молодежи в альтернативные спортивные и игровые мероприятия (возобновление работы бесплатных кружков, спортивных секций, финансируемых государством), помощь нуждающимся семьям с детьми и др. ВЫВОДЫ Органам государственной власти необходимо продолжать целенаправленную комплексную профилактическую работу по недопущению проявлений экстремизма и терроризма среди молодежи. Площадкой для проведения профилактических мероприятий со стороны государства должны быть учебные заведения. Например, в первых классах школ на уроках по безопасности жизнедеятельности необходимо изучать не только теоретические сведения об угрозе терроризма и экстремизма, о мерах ответственности за такие преступления, но и возможные меры поведения школьников в случае вероятности возникновения террористического акта. Возрастает роль психолога в учебных заведениях в части раннего выявления отклонений в поведении обучающегося. Помимо обеспечения безопасности учебных заведений, связанных с недопущением проникновения террористов в школы, в средние специальные или в высшие учебные заведения, следует принять меры по защите школьников или студентов в случае произошедшего нападения. При отсутствии у учебного заведения договора с вооруженной охранной фирмой или с подразделением Росгвардии ФГУП «Охрана» такой мерой может явиться обязательное обучение учителей на курсах по стрельбе из оружия с выдачей бронежилета и служебного оружия (как для сотрудников охранных фирм), хранимого в сейфах учебных классов. Как известно, ежегодно в учебных заведениях проводятся учебные пожарные эвакуации, но обучающие мероприятия практической направленности для учителей и сотрудников образовательных организаций по мерам поведения в случае террористической атаки не проводятся. В этой связи следует рассмотреть возможность подготовки преподавателей и сотрудников учебных заведений подразделениями МВД России, Росгвардии, ФСБ России по программе, связанной с действиями в случае реальной террористической атаки. Такие обучающие мероприятия следует проводить ежегодно.

Список литературы

1. Болдырев Е. В., Гонтаренко Н. Н. Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия // Обзор.НЦПТИ. 2020. № 2 (21). С. 37-46.

2. Когай Е. А. Молодежный экстремизм и виртуальный мир // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 1 (1). С. 13-14.

3. Немцова Н. А. Причинный комплекс преступлений экстремистской направленности в молодежной среде // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-4 (44). С. 112-116. DOIhttps://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10613.

4. Ливак Н. С., Климова Н. С., Лебедихин В. В. Психологические подходы к профилактике экстремизма в системе высшего образования // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 12. С. 5-9. DOIhttps://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-5-9.

5. Сидукова М. Г. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность // Наукосфера. 2021. № 2-1. С. 220-223.

6. Грушецкая C. Психологическа профилактика экстремизма в молодежной среде посредством развития персональной идентичности // Via scientiarum - Дорога знаний. 2019. № 1. С. 168-173.

7. Чудина-Шмидт Н. В., Литвинова О. С. Склонность молодежи к проявлению экстремистских взглядов как признак роста антигуманистических идей // Архонт. 2020. № 6 (21). С. 93-99.

8. Золина Ю. В. Молодежный экстремизм как социальный феномен (социологическое исследование НГТУ) // Обзор.НЦПТИ. 2020. № 3 (22). С.19-26.

9. Ишков Д. Н. Социальные предпосылки экстремизма в молодежной среде // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 5 (46). С. 14-18. DOIhttps://doi.org/10.24153/2079-5912-2020-11-5-14-18.

10. Ищенко Д. П., Григорян Д. К. Молодежный экстремизм как способ самореализации в обществе и достижения власти // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 2 (129). С. 139-143.

11. Корнилова О. А. Особенности экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде маргиналов и социально-адаптированы студентов // Человек-картина мира: этнический аспект : Коллективная монография / под общей редакцией В. В. Рябова Г. Е. Козловской, О. А. Корниловой. Самара : ООО «Порто-принт», 2020. С. 153-158.

12. Жигулина А. О., Лазуткина Ю. С., Огнев И. В. Профилактика экстремизма и национализма в студенческой среде: из опыта внеучебной работы АЛТГТУ // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 19-1. С. 164-166.

13. Фортова Л. К. Профилактика экстремизма среди молоддежи // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 2 (20). С. 137-140.

14. Русова Ю. С., Булычев Е. Н. Педагогическая профилактика подросткового экстремизма средствами электронных образовательных ресурсов // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. № 2 (59). С. 175-177.

15. Потапова Л. А. Актуализация отдельных методов профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (опыт НИЛ «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М.Е. Евсевьева) // Обзор.НЦПТИ. 2019. № 1 (16). С. 14-24.

16. Антипьев К. А., Лазукова Е. А., Разинский Г. В., Стегний В. Н. Отношение молодежи к идеологии и практике экстремизма: теоретико-методологический аспект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 23-34. DOIhttps://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.2.2.

17. Сорокин А. И. Факторы, влияющие на возникновение экстремизма в молодежной среде и их профилактика // Виктимология. 2018. № 4 (18). С. 14-19.

18. Эрдынеева К. Г., Попова Н. Н., Попова Р. Э. Профилактика экстремизма у подростков: междисциплинарный подход // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. № 4-5. С. 119-127.

19. Нагорный А. П., Попов А. Н. Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 1. С. 105-115.

20. Гринько С. Д. Профилактика молодежного экстремизма // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 133-135.

21. Цалюк А. М. Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде с учетом имплементации зарубежного опыта // Право Донецкой Народной Республики. 2021. № 1 (21). С. 88-94.

Войти или Создать
* Забыли пароль?