To the question of preventing manifestations of extremism and terrorism in the young environment
Abstract and keywords
Abstract (English):
The growing personality is exposed to a variety of external factors, among which the factors propagating the ideology of extremism and terrorism have the greatest destructive impact. The events of recent years related to the attack of criminals on educational institutions in different regions of the Russian Federation (Perm 2018, Kerch 2018, Naryan-Mar 2019, Kazan 2021, Serpukhov 2021), which led to the death and injury of people, actualize the need to develop comprehensive measures to protect adolescents and teachers from criminal attacks. In this regard, it seems important to identify the influencing factors and implement measures that contribute to reducing the participation of minors in extremist and terrorist crimes. The research material was the results of a sociological survey conducted by the authors, the reporting information of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the state of crime, the current regulatory legal acts. Cognitive procedures of system analysis, an integrated approach to the problem under consideration, formal logical methods (analysis, synthesis) were used. Conducting an anonymous sociological survey in September-November 2021 and in June 2022 made it possible to compare the attitude of students at a civil university and at a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to manifestations of extremism and terrorism. Measures are proposed to strengthen the impact of institutions of formal and non-formal social control in order to minimize manifestations of extremism among young people.

Keywords:
extremism, terrorism, juvenile delinquency, factors of extremism and terrorism, prevention of extremism and terrorism
Text
Publication text (PDF): Read Download

ВВЕДЕНИЕ Обзор литературы показал, что проблема профилактики проявлений терроризма и экстремизма в молодежной среде является предметом обсуждения многих авторов, при этом выделяемые ими воздействующие факторы различны. Одна группа авторов связывает цифровизацию (расширение доступа в сеть Интернет, использование социальных сетей) с причинами появления и развития экстремизма и терроризма среди подростков [1–2], другая – делает акцент на особенностях психики подрастающего поколения [3–7]. Иные авторы выделяют социальную среду в качестве важного фактора влияния на поведение молодежи [8–11]. Роль педагога в профилактике подростковой девиации высока, о чем свидетельствуют многочисленные научные труды [12–15]. Также имеются авторы, учитывающие совокупность воздействующих факторов и необходимость комплексного воздействия на молодежь с целью снижения проявлений экстремизма и терроризма [16–21]. Таким образом, в настоящее время отсутствует единое мнение относительно факторов, которые могут оказать влияние на формирование деструктивного поведения в сфере экстремизма и терроризма среди молодежи. Цель исследования: выявить факторы, негативно воздействующие на усиление деструктивного поведения в сфере экстремизма и терроризма среди молодежи. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Раскрываемость преступлений экстремистской направленности в России ежегодно растет (таблица 1). Общеизвестно, что 16-летие является возрастом наступления уголовной ответственности, при этом нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ не учитывают возраст несовершеннолетнего при совершении им преступлений экстремистской направленности. Это приводит к позднему выявлению экстремистской предрасположенности среди представителей молодежи и не позволяет осуществить своевременные меры профилактики данных преступлений. Авторами с учетом имеющегося опыта, в том числе опыта проведения учебных занятий по блоку «Обеспечение безопасности, формирование мышления против терроризма и экстремизма» программы повышения квалификации для учителей средних общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан, обзора СМИ, были разработаны вопросы и проведено анонимное добровольное анкетирование 115 человек, из них 67 человек – курсанты и слушатели Казанского юридического института МВД России (далее – КЮИ), 48 – студенты очной и заочной форм обучения Казанского (Приволжского) федерального университета (далее – КФУ). Анкетирование состояло из двух блоков: 1) проверка теоретических знаний респондентов; 2) изучение личного мнения и опыта респондентов. Были получены следующие результаты (в скобках будут приведены результаты ответов на аналогичные вопросы респондентами из КФУ): I. Проверка теоретических знаний респондентов На вопрос «Что такое экстремизм?» ответы распределились следующим образом. Подавляющее большинство респондентов из КЮИ (73,1 %) выбрали правильный вариант ответа, другие респонденты (22,4 %) выбрали вариант ответа, характеризующий террористическую деятельность (см. рисунок 1). Ответы студентов КФУ выглядят следующим образом. На вопрос «Что такое экстремизм?» подавляющее большинство респондентов из КФУ (68,8 %) выбрали правильный вариант ответа, другие респонденты (14,6 %) выбрали вариант ответа, характеризующий террористическую деятельность (см. рисунок 2). На вопрос «Что такое терроризм?» 82,1 % респондентов из КЮИ выбрали верный вариант ответа (из КФУ – 75 %), 13,4 % – выбрали ответ, характеризующий экстремистскую деятельность (из КФУ – 16,7 %). На вопрос «Каковы причины участия молодежи в преступных сообществах?» респонденты имели возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответов: 59,7 % респондентов выбрали вариант «стремление реализовать свои скрытые незаконные желания» (35,4 %), 55,2 % – «получение финансовой независимости» (25 %), 49,3 % – «возможность самореализации» (37,5 %), иные 49,3 % – «желание не быть изгоем среди сверстников» (39,6 %), 16,4 % – «боязнь наказания, избиения» (14,6 %) и др. На вопрос «Что может побудить молодежь совершить преступление?» ответы распределились следующим образом: 76,1 % респондентов отметили наличие психических заболеваний у молодежи (39,6 %), 68,7 % – желание отомстить (47,9 %), 67,2 % – нахождение в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) (22,9 %), другие 67,2 % – наличие членства в неформальных организациях (31,3 %), иные 67,2 % – конфликты, неблагоприятная атмосфера в семье (18,8 %), 47,8 % – стремление реализовать свои скрытые незаконные желания (18,8 %) и др. На вопрос «Сталкивались ли Вы с экстремистскими, террористическими преступлениями?» респонденты ответили следующим образом: 97 % – не сталкивались (93,8 %), 3 % – были потерпевшими (0 %), 1,5 % – отметили, что принимают участие в противодействии и противоборстве с указанными явлениями. Респонденты из КФУ при ответе на данный вопрос выбрали варианты ответов, которые не выбрали респонденты из КЮИ: 4,2 % – да, были очевидцами, 2,1 % – в городе, где я был, произошел террористический акт. Отвечая на вопрос «Как можно выявить человека, предрасположенного к совершению экстремистских, террористических и иных преступлений?» были выбраны следующие ответы: 61,2 % – у человека заметно изменяется поведение, настроение (20,8 %), другие 61,2 % – он сокращает контакты с окружающими людьми (10,4 %), иные 61,2 % – он становится участником неформальных объединений, в т. ч. в сети Интернет (37,5 %), 20,9 % – у него, как правило, происходят конфликты в семье (14,6 %) и др. На вопрос «Как Вы думаете, можно ли оказать сопротивление, обезоружить преступника?» респонденты ответили следующим образом: 76,1 % – зависит от количества преступников и количества потенциальных жертв преступника, уверенности и сплоченности потерпевших (14,6 %), 61,2 % – можно при наличии оружия самообороны и/или должной физической подготовки (27,1 %), 50,7 % – можно, но это зависит от вида используемого преступником оружия (16,7 %) и др. На вопрос «Какие факторы внешней среды, на Ваш взгляд, оказывают существенное влияние на вероятность формирования преступника?» респонденты ответили так: 74,6 % – сверстники (52,1 %), 65,7 % – активность в сети Интернет (60,4 %), 55,2 % – семья (38,6 %), 53,7 % – школа (31,3 %), и др. На вопрос «Как можно снизить проявления экстремизма, терроризма, иных преступлений среди молодежи?» респонденты ответили таким образом: 65,7 % – обеспечить бесплатными спортивными, творческими секциями в свободное время (60,4 %), 62,7 % – усилить меры безопасности в общественных местах и учреждениях (50 %), 47,8 % – ужесточить меры ответственности для организаторов и участников экстремистских и террористических организаций (47,9 %), 46,3 % – повысить заработную плату в стране (52,1 %), другие 46,3 % – расширить государственную поддержку семей с детьми (41,7 %) и др. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты проведенного социологического анкетирования показали, что обучающиеся в ведомственном вузе МВД России имеют лучшую подготовленность к противодействию экстремистским и террористическим преступлениям. При этом фактически идентичны мнения респондентов из КЮИ и КФУ относительно воздействующих факторов и мер по снижению экстремизма и терроризма, если соотнести доли ответивших респондентов на предложенные варианты ответов. Именно комплексное систематическое воздействие неформального и формального социального контроля способно снизить долю девиантного поведения экстремистской направленности среди молодежи. При этом формальный социальный контроль должен быть направлен на ограничение деструктивной информации в Интернете, неформальный – на вовлечение молодежи в альтернативные спортивные и игровые мероприятия (возобновление работы бесплатных кружков, спортивных секций, финансируемых государством), помощь нуждающимся семьям с детьми и др. ВЫВОДЫ Органам государственной власти необходимо продолжать целенаправленную комплексную профилактическую работу по недопущению проявлений экстремизма и терроризма среди молодежи. Площадкой для проведения профилактических мероприятий со стороны государства должны быть учебные заведения. Например, в первых классах школ на уроках по безопасности жизнедеятельности необходимо изучать не только теоретические сведения об угрозе терроризма и экстремизма, о мерах ответственности за такие преступления, но и возможные меры поведения школьников в случае вероятности возникновения террористического акта. Возрастает роль психолога в учебных заведениях в части раннего выявления отклонений в поведении обучающегося. Помимо обеспечения безопасности учебных заведений, связанных с недопущением проникновения террористов в школы, в средние специальные или в высшие учебные заведения, следует принять меры по защите школьников или студентов в случае произошедшего нападения. При отсутствии у учебного заведения договора с вооруженной охранной фирмой или с подразделением Росгвардии ФГУП «Охрана» такой мерой может явиться обязательное обучение учителей на курсах по стрельбе из оружия с выдачей бронежилета и служебного оружия (как для сотрудников охранных фирм), хранимого в сейфах учебных классов. Как известно, ежегодно в учебных заведениях проводятся учебные пожарные эвакуации, но обучающие мероприятия практической направленности для учителей и сотрудников образовательных организаций по мерам поведения в случае террористической атаки не проводятся. В этой связи следует рассмотреть возможность подготовки преподавателей и сотрудников учебных заведений подразделениями МВД России, Росгвардии, ФСБ России по программе, связанной с действиями в случае реальной террористической атаки. Такие обучающие мероприятия следует проводить ежегодно.

References

1. Boldyrev E. V., Gontarenko N. N. Youth extremism in social networks: analysis of the main trends and counteraction measures // Review.NCPTI. 2020. No. 2 (21). P. 37-46. (In Russ.)

2. Kogai E. A. Youth extremism and the virtual world // Socio-humanitarian review. 2019. No. 1 (1). P. 13-14. (In Russ.)

3. Nemtsova N. A. Causal complex of extremist crimes in the youth environment // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 5-4 (44). P. 112-116. DOIhttps://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10613. (In Russ.)

4. Livak N. S., Klimova N. S., Lebedikhin I. V. Psychological approaches to the prevention of extremism in the system of higher education // Educational Bulletin Consciousness. 2020. Vol. 22. No. 12. P. 5-9. DOIhttps://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-5-9. (In Russ.)

5. Sidukova M. G. Prevention of involvement of minors and youth in extremist activities // Naukosphere. 2021. No. 2-1. P. 220-223. (In Russ.)

6. Grushetskaya C. Psychological prevention of extremism among young people through the development of personal identity // Via scientiarum - The Road of Knowledge. 2019. No. 1. P. 168-173. (In Russ.)

7. Chudina-Schmidt N. V., Litvinova O. S. The propensity of youth to manifest extremist views as a sign of the growth of anti-humanistic ideas // Archont. 2020. No. 6 (21). P. 93-99. (In Russ.)

8. Zolina Yu. V. Youth extremism as a social phenomenon (sociological research NSTU) // Review.NCPTI. 2020. No. 3 (22). P. 19-26. (In Russ.)

9. Ishkov D. N. Social prerequisites of extremism in the youth environment // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 5 (46). P. 14-18. DOIhttps://doi.org/10.24153/2079-5912-2020-11-5-14-18. (In Russ.)

10. Ishchenko D. P., Grigoryan D. K. Youth extremism as a way of self-realization in society and achieving power // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2021. No. 2 (129). P. 139-143. (In Russ.)

11. Kornilova O. A. Features of extremist sentiments and behavioral practices in the youth environment of marginals and socially adapted students // Man is a picture of the world: Ethnic aspect : collective monograph / Under the general editorship of V. V. Ryabov, G. E. Kozlovskaya, O. A. Kornilova. Samara : Porto-Print LLC, 2020. P. 153-158. (In Russ.)

12. Zhigulina A. O., Lazutkina Yu. S., Ognev I. V. Prevention of extremism and nationalism among students: from the experience of extracurricular work of ALTSTU // Actual problems of combating crimes and other offenses. 2019. No. 19-1. P. 164-166. (In Russ.)

13. Fortova L. K. Prevention of extremism among young people // Penitentiary law: legal theory and law enforcement practice. 2019. No. 2 (20). P. 137-140. (In Russ.)

14. Rusova Yu. S., Bulychev E. N. Pedagogical prevention of adolescent extremism by means of electronic educational resources // Bulletin of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. 2021. No. 2 (59). P. 175-177. (In Russ.)

15. Potapova L. A. Actualization of certain methods of preventing the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people (experience of the Research Institute «Scientific and methodological support for the prevention of extremism and xenophobia in the system of Russian education» MGPI named after M. E. Evsevyev) // Review. NCPTI. 2019. No. 1 (16). P. 14-24. (In Russ.)

16. Antipyev K. A., Lazukova E. A., Razinsky G. V., Stegny V. N. The attitude of youth to the ideology and practice of extremism: theoretical and methodological aspect // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences. 2020. No. 2. P. 23-34. DOIhttps://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.2.2. (In Russ.)

17. Sorokin A. I. Factors influencing the emergence of extremism among young people and their prevention // Victimology. 2018. No. 4 (18). P. 14-19. (In Russ.)

18. Erdyneeva K. G., Popova N. N., Popova R. E. Prevention of extremism in adolescents: an interdisciplinary approach // Scientific review. Series 2: Humanities. 2018. No. 4-5. P. 119-127. (In Russ.)

19. Nagorny A. P., Popov A. N. Prevention of extremism and terrorism among the youth of Russia // Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2021. Vol. 7. No. 1. P. 105-115. (In Russ.)

20. Grinko S. D. Prevention of youth extremism // State service and personnel. 2021. No. 1. P. 133-135. (In Russ.)

21. Tsalyuk A. M. Prevention of manifestations of extremism and terrorism among young people, taking into account the implementation of foreign experience // The law of the Donetsk People's Republic. 2021. No. 1 (21). P. 88-94. (In Russ.)

Login or Create
* Forgot password?