В статье на основе анализа исследований о современных вызовах и угрозах в валютно-финансовой, торгово-экономической, социально-экономической, производственной и иных сферах дана общая характеристика основным направлениям противодействия этим негативным факторам. Автором определены цели воздействия недружественных стран на экономическую сферу Российской Федерации, проанализированы основные документы стратегического планирования в сфере экономической безопасности и представлены приоритетные направления развития государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства в современных геополитических условиях. Автор статьи считает, что приоритетным в государственно-правовом механизме обеспечения экономической безопасности является повышение роли Российской Федерации в межгосударственных объединениях и международных организациях, рассмотрение Организации Объединенных Наций в качестве главной площадки для кодификации международного права как организационной основы механизма формирования универсальных международно-правовых норм.
национальная хозяйственная система, государственно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности государства, геополитические факторы, сакционная политика
На современном этапе развития национальная хозяйственная система России испытывает беспрецедентное давление со стороны ведущих экономически развитых государств. В этой связи многолетние нерешенные вызовы и угрозы экономической безопасности, определенные в стратегических документах, обозначили актуальность рассмотрения вопросов эффективного функционирования государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства. Российская экономика функционирует в условиях жесткого геополитического давления. В отношении физических и юридических лиц введены целевые санкции, в отношении секторов экономики – секторальные санкции. Негативное влияние на финансовую сферу оказали ограничения на осуществление финансовых операций, на привлечение средств на фондовых рынках, на отрасли топливно-энергетического комплекса негативно отразился запрет экспорта современных технологий добычи углеводородного сырья. Ограничения доступа к капиталу, технологиям и внешним рынкам негативно отразились на бизнес-процессах российских юридических лиц. Однако российская экономика продемонстрировала способность оперативно адаптироваться к новым условиям: компании, ориентированные на импортные материалы и комплектующие, нашли возможности скорректировать логистические цепочки, обратились к внутренним производителям или к поставщикам из дружественных стран. Также определенную положительную роль в сохранении критически важных компонентов сыграл механизм параллельного импорта. Очевидно, что в дальнейшем при усложнении геополитической ситуации по тем или иным причинам возможно повторение подобного сценария. Исходя из этого, представляется необходимым научное осмысление всего спектра современных угроз в валютно-финансовой, торговоэкономической, социально-экономической, производственной и иных сферах, механизма их реализации и противостояния этим угрозам. Экономическая безопасность имеет многоаспектную направленность, которая проявляется в ее взаимосвязи с промышленно-технологической, энергетической, продовольственной, финансовой и иными сферами всего хозяйственного комплекса, формирующими важнейшие аспекты правовой политики Российского государства. Исследованию вопросов влияния геополитических факторов на экономическую безопасность государства уделено внимание в работах Ю. И. Буравилиной и А. А. Сенчило [1], И. В. Вякиной [2], Е. Г. Ефимовой и Т. Р. Лукашенок [3], Д. Н. Климовой [4; 5], И. С. Кондрашовой [4], С. С. Низамова [6], О. А. Степичевой [7] и других авторов. Необходимо отметить, что активное и целенаправленное воздействие недружественных стран на экономическую сферу, экономическую безопасность Российской Федерации преследует различные цели. Во-первых, экономическая безопасность является основой национальной безопасности. Реализация экономических угроз в отношении того или иного государства предполагает ограничение его правосубъектности, эффективного выполнения функций государства, суверенитета. Во-вторых, существенная дестабилизация социально-экономической сферы увеличивает риски социальных потрясений, изменения политического режима вне правового поля. В-третьих, геополитическое давление недружественных стран связано с реализацией их национальных интересов. Экономическая сфера по своей природе является конкурентной. Глобализационные, интеграционные процессы, характерные для международных экономических отношений, осуществляются, как правило, в интересах наиболее развитых стран. В-четвертых, стремление наиболее развитых западных стран удержать лидирующие позиции в экономическом развитии, доминирующее положение в мире в противовес тенденциям становления многополярного мира. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации констатируется, что все большее распространение получает практика использования инструментов недобросовестной конкуренции, протекционистских мер и санкций, в том числе в финансовой и торговой сферах, осуществляется открытое политическое и экономическое давление на Россию и ее партнеров, ограничение доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживание развития российской промышленности, установление контроля над транспортными маршрутами, воспрепятствование освоению Россией Арктики. Исследователи выделяют различные факторы, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности отдельных территорий и страны в целом: валютно-финансовые, торгово-экономические, социально-экономические [3]. Деструктивные факторы экономической безопасности принято делить на внутренние и внешние. Такая классификация является достаточно условной, так как эти угрозы взаимообусловлены, предопределяют друг друга. Так, слабое развитие отраслей и производств, основанных на высоких технологиях, низкая конкурентоспособность в условиях недостаточности внутренних инвестиций предполагают привлечение иностранных инвестиций, новых технологий. В свою очередь, неограниченный приток иностранных инвестиций и технологий усиливает влияние различных международных финансовых организаций и транснациональных компаний и при определенных условиях может негативно отразиться на суверенитете государства [8]. Это в свою очередь требует определения критериев экономической безопасности в инвестиционной политике государства. Инвестиционная политика России, отвечающая критериям экономической безопасности, способствует защите жизненно важных интересов страны, предотвращению угроз экономической безопасности (рост безработицы, снижение жизненного уровня населения, криминализация экономики, потеря квалифицированных кадров) [9]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность государства определена как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни, гражданского мира и согласия в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономического развития страны»2 . Одновременно в Стратегии определены национальные интересы на долгосрочную перспективу: сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе. Экономическая безопасность определена в качестве стратегического национального приоритета, достижение целей и задач которого предполагает обеспеченность национальной безопасности. Целью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации обозначено «укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых». В Стратегии также определены 35 задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года вызовы и угрозы экономической безопасности определены с учетом геополитических факторов. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» стал во многом ответом на геополитические угрозы экономической безопасности и закрепил: Российская Федерация приоритетное внимание будет уделять развитию деполитизированной международной платежной инфраструктуры, диверсификации экономических связей с государствами, проводящими конструктивную и нейтральную политику в отношении Российской Федерации, защите российских организаций, инвестиций, товаров и услуг за ее пределами от дискриминации, недобросовестной конкуренции, в том числе посредством применения специальных экономических мер в качестве ответной реакции на такие действия. Вектор развития государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности направлен на укрепление потенциала и повышение международной роли межгосударственного объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Северная Африка), Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций. При этом Организация Объединенных Наций рассматривается в качестве главной площадки для кодификации международного права, организационной основы механизма формирования универсальных международно-правовых норм. Международно-правовое обеспечение экономической безопасности включает нормы всех отраслей международного права, оказывающих влияние на формирование и предотвращение деструктивных факторов экономической безопасности государства. В Концепции внешней политики особо оговаривается, что решения межгосударственных органов, основанные на произвольном толковании принципов международного права, норм международных договоров Российской Федерации, в случае противоречия Конституции Российской Федерации не подлежат исполнению в Российской Федерации. На наш взгляд, в современных геополитических условиях необходим ряд преобразований, способствующих развитию государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности на институциональном уровне, в частности: – необходимо продолжить выработку идеологии долговременной реализации в России стратегического планирования в сфере экономической безопасности; – законодательное закрепление содержательной сущности экономической безопасности с системным обеспечением механизма ее реализации; – переход к комплексно-координационной направленности в механизме обеспечения экономической безопасности, считая приоритетным решение стратегических вопросов перед тактическим характером проблемных аспектов, связанных с экономической деятельностью. Экономическая безопасность России обеспечивается надежным функционированием государственно-правового механизма ее обеспечения. Основным критерием эффективности является готовность результативно функционировать в кризисных условиях в целях обеспечения устойчивого экономического развития.
1. Буравилина Ю. И., Сенчило А. А. Обострение проблемы экономической безопасности в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 11. С. 15-17.
2. Вякина И. В. Безопасность экономического развития Российской Федерации в условиях нарастания геополитических угроз // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5 (338). С. 178-191.
3. Лукашенок Т. Р., Ефимова Е. Г. Экономическая безопасность: смена парадигмы в условиях трансформации мирохозяйственного уклада // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 3. С. 18-20.
4. Климова Д. Н., Кондрашова И. С. Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10. С. 51-56.
5. Климова Д. Н. Геоэкономический подход формирования государственной политики обеспечения экономической безопасности страны в условиях интеграции России в мировое хозяйство // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 9. С. 68-73.
6. Низамов С. С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 3. С. 23-27.
7. Степичева О. А. Внешнеполитическая ситуация в Российской Федерации и экономическая безопасность государства // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 11. С. 130-134.
8. Горностаева Л. А. Безопасная экономическая политика привлечения иностранных инвестиций // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 48-52.
9. Костыря Ю. С., Трофимов М. Н. Инвестиции как фактор экономической безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 248-250.
10. Nizamov S. S. Criteria and indicators of economic security of the state // Society, law, statehood: retrospective and perspective. No. 3. 2022. P. 23-27. (In Russ.)