Economic security of the state in the new geopolitical conditions
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the analysis of studies on modern challenges and threats in the monetary and fnancial, trade, trade and economic, socio-economic, production and other spheres, the article describes the main areas of counteraction to these negative factors. The author defnes the goals of the impact of unfriendly countries on the economic sphere of the Russian Federation, analyzes the main documents of strategic planning in the feld of economic security and presents priority areas for the development of the statelegal mechanism for ensuring the economic security of the state in modern geopolitical condi-tions. It is noted that the priority in the state-legal mechanism for ensuring economic security is to increase the role of the Russian Federation in inter-state associations and international organizations, considering the United Nations as the main platform for the codifcation of international law, as the organizational basis for the mechanism for the formation of universal international legal norms.

Keywords:
the national economic system, state-legal mechanism for ensuring the eco-nomic security of the state, geopolitical factors, sanctions policy
Text
Text (PDF): Read Download

На современном этапе развития национальная хозяйственная система России испытывает беспрецедентное давление со стороны ведущих экономически развитых государств. В этой связи многолетние нерешенные вызовы и угрозы экономической безопасности, определенные в стратегических документах, обозначили актуальность рассмотрения вопросов эффективного функционирования государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства. Российская экономика функционирует в условиях жесткого геополитического давления. В отношении физических и юридических лиц введены целевые санкции, в отношении секторов экономики – секторальные санкции. Негативное влияние на финансовую сферу оказали ограничения на осуществление финансовых операций, на привлечение средств на фондовых рынках, на отрасли топливно-энергетического комплекса негативно отразился запрет экспорта современных технологий добычи углеводородного сырья. Ограничения доступа к капиталу, технологиям и внешним рынкам негативно отразились на бизнес-процессах российских юридических лиц. Однако российская экономика продемонстрировала способность оперативно адаптироваться к новым условиям: компании, ориентированные на импортные материалы и комплектующие, нашли возможности скорректировать логистические цепочки, обратились к внутренним производителям или к поставщикам из дружественных стран. Также определенную положительную роль в сохранении критически важных компонентов сыграл механизм параллельного импорта. Очевидно, что в дальнейшем при усложнении геополитической ситуации по тем или иным причинам возможно повторение подобного сценария. Исходя из этого, представляется необходимым научное осмысление всего спектра современных угроз в валютно-финансовой, торговоэкономической, социально-экономической, производственной и иных сферах, механизма их реализации и противостояния этим угрозам. Экономическая безопасность имеет многоаспектную направленность, которая проявляется в ее взаимосвязи с промышленно-технологической, энергетической, продовольственной, финансовой и иными сферами всего хозяйственного комплекса, формирующими важнейшие аспекты правовой политики Российского государства. Исследованию вопросов влияния геополитических факторов на экономическую безопасность государства уделено внимание в работах Ю. И. Буравилиной и А. А. Сенчило [1], И. В. Вякиной [2], Е. Г. Ефимовой и Т. Р. Лукашенок [3], Д. Н. Климовой [4; 5], И. С. Кондрашовой [4], С. С. Низамова [6], О. А. Степичевой [7] и других авторов. Необходимо отметить, что активное и целенаправленное воздействие недружественных стран на экономическую сферу, экономическую безопасность Российской Федерации преследует различные цели. Во-первых, экономическая безопасность является основой национальной безопасности. Реализация экономических угроз в отношении того или иного государства предполагает ограничение его правосубъектности, эффективного выполнения функций государства, суверенитета. Во-вторых, существенная дестабилизация социально-экономической сферы увеличивает риски социальных потрясений, изменения политического режима вне правового поля. В-третьих, геополитическое давление недружественных стран связано с реализацией их национальных интересов. Экономическая сфера по своей природе является конкурентной. Глобализационные, интеграционные процессы, характерные для международных экономических отношений, осуществляются, как правило, в интересах наиболее развитых стран. В-четвертых, стремление наиболее развитых западных стран удержать лидирующие позиции в экономическом развитии, доминирующее положение в мире в противовес тенденциям становления многополярного мира. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации констатируется, что все большее распространение получает практика использования инструментов недобросовестной конкуренции, протекционистских мер и санкций, в том числе в финансовой и торговой сферах, осуществляется открытое политическое и экономическое давление на Россию и ее партнеров, ограничение доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживание развития российской промышленности, установление контроля над транспортными маршрутами, воспрепятствование освоению Россией Арктики. Исследователи выделяют различные факторы, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности отдельных территорий и страны в целом: валютно-финансовые, торгово-экономические, социально-экономические [3]. Деструктивные факторы экономической безопасности принято делить на внутренние и внешние. Такая классификация является достаточно условной, так как эти угрозы взаимообусловлены, предопределяют друг друга. Так, слабое развитие отраслей и производств, основанных на высоких технологиях, низкая конкурентоспособность в условиях недостаточности внутренних инвестиций предполагают привлечение иностранных инвестиций, новых технологий. В свою очередь, неограниченный приток иностранных инвестиций и технологий усиливает влияние различных международных финансовых организаций и транснациональных компаний и при определенных условиях может негативно отразиться на суверенитете государства [8]. Это в свою очередь требует определения критериев экономической безопасности в инвестиционной политике государства. Инвестиционная политика России, отвечающая критериям экономической безопасности, способствует защите жизненно важных интересов страны, предотвращению угроз экономической безопасности (рост безработицы, снижение жизненного уровня населения, криминализация экономики, потеря квалифицированных кадров) [9]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность государства определена как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни, гражданского мира и согласия в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономического развития страны»2 . Одновременно в Стратегии определены национальные интересы на долгосрочную перспективу: сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе. Экономическая безопасность определена в качестве стратегического национального приоритета, достижение целей и задач которого предполагает обеспеченность национальной безопасности. Целью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации обозначено «укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых». В Стратегии также определены 35 задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года вызовы и угрозы экономической безопасности определены с учетом геополитических факторов. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» стал во многом ответом на геополитические угрозы экономической безопасности и закрепил: Российская Федерация приоритетное внимание будет уделять развитию деполитизированной международной платежной инфраструктуры, диверсификации экономических связей с государствами, проводящими конструктивную и нейтральную политику в отношении Российской Федерации, защите российских организаций, инвестиций, товаров и услуг за ее пределами от дискриминации, недобросовестной конкуренции, в том числе посредством применения специальных экономических мер в качестве ответной реакции на такие действия. Вектор развития государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности направлен на укрепление потенциала и повышение международной роли межгосударственного объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Северная Африка), Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций. При этом Организация Объединенных Наций рассматривается в качестве главной площадки для кодификации международного права, организационной основы механизма формирования универсальных международно-правовых норм. Международно-правовое обеспечение экономической безопасности включает нормы всех отраслей международного права, оказывающих влияние на формирование и предотвращение деструктивных факторов экономической безопасности государства. В Концепции внешней политики особо оговаривается, что решения межгосударственных органов, основанные на произвольном толковании принципов международного права, норм международных договоров Российской Федерации, в случае противоречия Конституции Российской Федерации не подлежат исполнению в Российской Федерации. На наш взгляд, в современных геополитических условиях необходим ряд преобразований, способствующих развитию государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности на институциональном уровне, в частности: – необходимо продолжить выработку идеологии долговременной реализации в России стратегического планирования в сфере экономической безопасности; – законодательное закрепление содержательной сущности экономической безопасности с системным обеспечением механизма ее реализации; – переход к комплексно-координационной направленности в механизме обеспечения экономической безопасности, считая приоритетным решение стратегических вопросов перед тактическим характером проблемных аспектов, связанных с экономической деятельностью. Экономическая безопасность России обеспечивается надежным функционированием государственно-правового механизма ее обеспечения. Основным критерием эффективности является готовность результативно функционировать в кризисных условиях в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

References

1. Buravilina Yu. I., Senchilo A. A. Aggravation of the problem of economic security in the context of the geopolitical crisis and sanctions pressure of Western countries // Economics and Business: Theory and practice. No. 11. 2016. P. 15-17. (In Russ.)

2. Vyakina I. V. Security of economic development of the Russian Federation in the conditions of increasing geopolitical threats // National interests: pri-orities and security. 2016. No. 5 (338). P. 178-191. (In Russ.)

3. Lukashenok T. R., Efmova E. G. Economic security: paradigm shift in the conditions of transformation of the world economic order // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2022. No. 3. P.18-20. (In Russ.)

4. Klimova D. N., Kondrashova I. S. . Justifcation of new measures to protect Russia's national interests in the modern world economy // Socio-economic phenomena and processes. No. 10. 2015. P. 51-56. (In Russ.)

5. Klimova D. N. Geo-economic approach to the formation of the state policy of ensuring the economic security of the country in the conditions of Russia's integration in-to the world economy // Socio-economic phenomena and processes. No. 9. 2015. P. 68-73. (In Russ.)

6. Nizamov S. S. Kriterii i pokazateli ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva // Pravo: retrospektiva i perspektiva. 2022. № 3. S. 23-27.

7. Stepicheva O. A. The foreign policy situation in the Russian Federation and the economic se-curity of the state // Socio-economic phenomena and processes. No. 11. 2015. P. 130-134. (In Russ.)

8. Gornostaeva L. A. Safe economic policy of attracting foreign investment // Socio-economic phenomena and processes. No. 1. 2012. P. 48-52. (In Russ.)

9. Kostyrya Y. S., Trofmov M. N. Investments as a factor economic security of the state // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Afairs of Russia. No. 4. 2012. P. 248-250. (In Russ.)

10. Nizamov S. S. Criteria and indicators of economic security of the state // Society, law, statehood: retrospective and perspective. No. 3. 2022. P. 23-27. (In Russ.)

Login or Create
* Forgot password?