УДК 316.6 Социальная психология
В статье рассматриваются пути и средства самоутверждения «трудных» подростков. Важно создавать такие условия жизни и деятельности подростков, в которых они могли бы проявлять свои положительные качества, выражать себя достойными и общественно ценными средствами, добиваться того, чтобы каждый выделялся положительными качествами и умениями, был замечен и по достоинству оценивался бы в своей группе, коллективе.
самоутверждение, самооценка, личность, психологическая защищенность, самоопределение, «трудный» подросток, среда
1. Литвишков В. М., Вилкова А. В. Особенности социально-образовательной среды воспитательных колоний в формировании духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3, № 2. С. 97–101.
2. Литвишков В. М., Лукашенко Д. В. Микросреда воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных и ее особенности // Экстремальная психология и педагогика: современные тенденции и перспективные исследования: сборник статей круглого стола. Тверь, 2025. С. 44–55.
3. Вилкова А. В. Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола: дис. ... докт. пед. наук. Великий Новгород, 2016. 444 с.
4. Вилкова А. В. Асоциальная семья как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие нравственных ценностей подростков, совершающих правонарушения // Мир политики и социологии. 2013. № 10. С. 116–119.
5. Быков А. В., Вилкова А. В. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 12 (199). С. 13–19.
6. Быков А. В., Вилкова А. В. Пути повышения эффективности управления общением несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 6. С. 5–8.
7. Вилкова А. В. Слагаемые педагогического мастерства работников воспитательных колоний // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2018. № 2 (16). С. 22–24.
8. Вилкова А. В., Колесов В. И., Силенков В. И. Дифференцированный подход как важнейший фактор преодоления низкой учебной успеваемости и отклонения поведения детей // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 126–132.
9. Колесов В. И., Силенков В. И. Педагогическая составляющая в системе мер стимулировании правопослушного поведения осужденных // Петербургские пенитенциарные конференции: сборник материалов комплекса международных научно-практических конференций. В 2-х томах. Санкт-Петербург, 2024. С. 120–122.