from 01.01.2019 until now
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Ufa, Ufa, Russian Federation
UDK 343.352.4 Взяточничество
This study is devoted to determining the place of the fight against corruption in the system of economic security of the state. Corruption remains one of the serious problems in the economic security of the state. Corruption affects all spheres of society, including the constitutional inviolability of the State. One of the priorities facing the State is the effective fight against corruption and its consequences
economics, economic security, corruption, prevention of corruption, fight against corruption, shadow economy
Введение
Проблема коррупции волновала общество еще в Древней Руси. Еще в IX веке в Древнерусском государстве существовала система «кормления», согласно которой население было обязано обеспечивать высланных князем наместников. Такой порядок вещей закладывал первые зерна коррупционного поведения в сознания людей.
В XV веке дошло все до того, что чиновники выполняли свою работу только за подношение. Борьба с такими явлениями началась еще Иваном Грозным в 1561 г., которая заключалась введении Судной грамоты, устанавливающей санкцию за получение взятки [1].
В наши дни коррупция представляет собой не что иное, как получение имущественной выгоды и различного рода юридических преимуществ обходными путями, то есть игноририрование текущего законодательства для удовлетворения своих желаний и личных интересов, а также решение некоторых жизненных проблем в той или иной сфере при помощи «своих» людей и денежных средств.
Основополагающий базис всей системы национальной безопасности любого государства – экономическая безопасность и ее стабильная деятельность. При этом теневая экономика и коррупция в своем проявлении являются основой криминализации отношений, складывающихся в экономической сфере, усугубляя положение устойчивости экономической безопасности.
Коррупция в XXI веке становится одной из самых масштабных и серьезных проблем не только в Российской Федерации, но и во всем мире, потому и носит международный характер.
Методы.
В работе использовались всеобщий диалектический метод познания, общенаучные подходы, такие как анализ, синтез, обобщение, а также частно-научные методы, включая исторический, системный, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой, и другие.
Результаты.
На сегодняшний день ведется активная борьба с явлением коррупции в области уголовного права, которая закрепляет в Уголовном кодексе Российской Федерации отдельные нормы и санкции по ним, однако, как показывает практика, угроза наказания не является эффективным методом борьбы с ней. Данный факт обуславливает актуальность исследуемой темы и необходимость в пересмотре применяемых методов противодействия коррупционным проявлениям.
Главная проблема коррупционного явления заключается в нарушении прав и возможностей граждан, а также угрозе экономической безопасности государства [2, 3, 4, 5]. Основополагающий базис всей системы национальной безопасности любого государства – экономическая безопасность и ее стабильная деятельность. При этом теневая экономика и коррупция в своем проявлении являются основой криминализации отношений, складывающихся в экономической сфере, усугубляя положение устойчивости экономической безопасности [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Данное исследование посвящается определению места борьбы с коррупцией в системе экономической безопасности государства. Для обеспечения наиболее последовательного анализа, необходимо определить:
1) негативное воздействие проявления коррупции на экономическую сферу государства;
2) применяемые методы борьбы с коррупционными проявлениями в государстве;
3) основные проблемы, снижающие эффективность борьбы с коррупцией;
4) рациональный подход к разрешению существующих проблем [13].
Получение выгоды в личных целях мошенниками может осуществляться множеством способом, не всегда очевидно известных лицам, осуществляющим антикоррупционную политику. Для лучшего понимания необходимо выделить некоторые из них:
- Взятка (подкуп) – материальные или иные ценности, а также услуги, принимаемые тем или иным должностным лицом за ряд определенных действий, которые оно в соответствии со своим служебным положением обязуется совершить в пользу лица, предлагающего осуществление взятки. В качестве примера можно привести недобросовестных сотрудников дорожно-патрульной службы, которые с легкостью могут получить определенное количество денежных средств от нарушителя правил дорожного движения взамен на отказ в выписывании штрафа за превышение скорости.
- Вымогательство – приобретение незаконной выгоды имущественного или иного характера, посредством использования принуждения, а также оказания воздействия на волю лица, являющегося потерпевшим. Например, получение услуги в виде бесплатного ремонта транспортного средства, осуществляемое посредством угрозы рабочему со стороны правонарушителя.
- Непотизм – своеобразный вид покровительства, касающийся достижения поставленной цели, со стороны родственников или близких друзей и знакомых лица. Ярким примером в данном случае является поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение при помощи влиятельных родителей, осуществляющих свою трудовую деятельность в желаемом для абитуриента университете.
- Злоупотребление служебным положением – может проявляться в виде использования гражданским служащим служебной информации в личных целях.
- Криминальный лоббизм – то есть продвижение личностных интересов в органах государственной власти, путем нарушения законодательства. Например, противоречащее закону воздействие на органы местного самоуправления со стороны граждан в целях принятия того или иного общественного решения.
- Хищение – данный вид коррупции зачастую проявляется в нецелевом использовании бюджетных средств. Хищение при этом серьезно деформирует структуру государственных расходов.
К сожалению, данный список способов осуществления коррупционных преступлений не является исчерпывающим. Мошенники активно продумывают и претворяют в жизнь новые схемы приобретения выгоды незаконным путем, а большинство преступлений так и остается нераскрытыми и даже не выявленными.
Коррупционные проявления несут огромную угрозу, как для граждан, так и для самого государства. При коррупционном факте одна сторона получает выгодные для себя условия, услугу, либо права, вторая сторона при этом обогащается, тогда как третья сторона ущемляется в своих правах. По самой просто из схем коррупционного проявления субъект прибегает к коррупционным методам достижения своей цели для того чтобы ускорить время оказания услуги, либо продвижения в очереди на услугу, также с целью обеспечения гарантии хорошего качества оказываемой услуги. При реализации подобной схемы пострадавшим оказывается третье лицо, которого сместили в очереди назад, которому без дачи взятки не оказывают достойного качества услугу, либо вовсе ущемляют в правах.
С учетом тесной связи коррупции и теневой экономики становится очевидным негативное воздействие данного проявления для экономической сферы государства [14].
Борьба с коррупцией в России ведется уже давно, из основных методов можно выделить следующие:
1) уголовное, административное, гражданско-правовое и дисциплинарное наказание. Уголовная ответственность предусмотрена за дачу, получение взятки и за пособничество. За подобного рода деяния предусмотрено наказание в виде лишения свободы на некоторый срок, штрафа, лишение права заниматься конкретной деятельностью, также лишение права занимать некоторые должности, обязательные, исправительные и принудительные работы[1].
Административная ответственность за коррупционные правонарушения предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации статьями 5.16, 5.17, 5.20, 7.29.1, 14.19 и др. Административное наказание предусматривает штраф, арест, а также дисквалификацию[2].
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения наступает при нарушении порядка исполнения обязанностей, которые имеют признаки коррупции, но при этом не относятся к преступлениями, либо административным правонарушениям. За подобные деяния предусмотрена отдельная категория наказаний в виде выговора, замечания, либо увольнения.
Гражданско-правовая ответственность наступает при причинении вреда в ходе совершения коррупционного правонарушения. Она проявляется в виде возмещения принесенных убытков.
2) законодательное регулирование основных сфер, подверженных широкому проявлению коррупции. В рамках законодательного регулирования действует Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данный нормативно правовой акт предусматривает общепринятое определение коррупции, меры организационного порядка, которые применяются для предотвращения коррупционных проявлений, также она затрагивает налагаемые на государственных служащих и должностных лиц (специальные субъекты коррупции) определенные ограничения. Кроме указанного, федеральный закон также затрагивает вопрос, касающийся конфликта интересов, что тоже является неотъемлемой частью коррупционного противодействия[3].
В рамках законодательного регулирования в России действует Федеральный закон от 17 июля 2009 г № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов», который определяет перечень субъектов, принципы проводимой экспертизы, коррупциогенные факторы в положениях законодательных актов[4].
К основным трудностям при реализации борьбы с коррупциогенными проявлениями можно отнести латентный характер данных правонарушений. Повышенная латентность проявляется по причине того, что все участвующие в коррупционном правонарушении стороны заинтересованы сокрытии данного факта с целью избежать наказания, а также сокрыть неправомерный путь достижения своей цели.
Также одним из трудностей, возникающих при выявлении и расследовании подобного рода правонарушений является недостаточный контроль за деятельностью чиновников и должностных лиц, в силу чего им удается в скрытой форме совершать незаконные действия [15].
Для обеспечения успешности борьбы с коррупцией стоит пересмотреть меры наказания, предусмотренные нормативно правовыми актами в настоящее время. К примеру, в основных случая привлечения к ответственности чиновников, совершивших коррупционные преступления встречаются случаи назначения в их отношении домашнего ареста в качестве меры пресечения вместо того что бы отбывать это время в следственном изоляторе.
Необходимо сконцентрировать особое внимание на воспитании подрастающего поколения и формирования у обучающихся в школах, колледжах, техникумах и ВУЗах неприязненного отношения к коррупционным проявлениям на подсознательном уровне.
В современном мире особым влиянием начали обладать средства массовой информации, особенно социальные сети. Основная пропаганда совершается с использованием популярных личностей, у которых большое количество фанатов, готовых принимать позицию своего кумира и действовать подобно ему. Подобный метод может послужить наиболее эффективным из перечня инструментов, применяемых в борьбе с коррупцией.
Необходимо составлять контракты с наиболее популярными и значащими личностями в сфере интернета и социальных сетей, который будет предусматривать антипропаганду коррупции. Кумиры молодежи смогут наиболее надежно убедить фанатов к принятию активных мер в противодействии коррупции.
Коррупционные проявления представляют огромную угрозу благополучию населения, общества и государства. Борьба с ними должна вестись не только на уровне законодательного регулирования государственными органами, но также и в плотном взаимодействии граждан и современных ресурсов, к примеру, таких как средства массовой информации.
Заключение.
Таким образом, в качестве вывода по проведенному исследованию можно отметить то, что в целях повышения эффективности реализации борьбы с коррупционными проявлениями необходимо принять меры по совершенствованию правового регулирования данного аспекта, также стоит заострить внимание на работе с молодежью и привлечению ее к противодействию с целью развития неприязни к подобным проявлениям.
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) : Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 26 марта 2024 г. – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.06.2024).
[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 15 августа 2023 г. – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.06.2024).
[3] Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Текст: электронный // Официальный интернет–портал правовой информации: [сайт] – URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
[4] Федеральный закон от 17.07.2009 г № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов» // Текст: электронный // Официальный интернет–портал правовой информации: [сайт] – URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
1. Alontseva D. V. et al. Combating corruption in the educational environment as a condition for improving the quality of education // Prospects of Science and Education. 2023. No. 2 (62). P. 732–748. (In Russ.)
2. Nizamov S. S., Stovba E. V., Porotnikov P. A. Some aspects of the content of the category «shadow economy» // Science of Krasnoyarsk. 2024. Vol. 13. No. 1-2. P. 129–133. (In Russ.)
3. Nizamov S. S. The role of the state in ensuring economic security // Modern problems of ensuring economic security of an economic entity : collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, 2023. P. 329–333. (In Russ.)
4. Nizamov S. S., Stovba E. V. The role of the state in ensuring economic security // Improving the engineering and technical support of production processes and technological systems : materials of the national scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 70th anniversary of the beginning of the development of virgin and fallow lands in the Orenburg region. M. : OOO «Izdatelstvo «Pero», 2024. P. 559–562. (In Russ.)
5. Nizamov S. S., Stovba E. V. Economic interests and ensuring the economic security of the country // Digital and information and communication technologies in education and science : materials of the AllRussian scientific and practical conference (with international participation). Part II. Birsk : Ufa University of Science and Technology, 2024. P. 157–160. (In Russ.)
6. Bachurin E. Yu., Stovba A. V. On the issue of ensuring economic security in the context of intensive development of the digital economy // Improving engineering and technical support for production processes and technological systems : materials of the national scientific and practical conference with international participation dedicated to the 70th anniversary of the beginning of the development of virgin and fallow lands in the Orenburg region. M. : OOO «Izdatelstvo «Pero», 2024. P. 595–598. (In Russ.)
7. Nizamov S. S. The importance and tasks of innovative development for the purposes of economic security of the national economy // St. Petersburg meetings of young scientists : materials of the 1st All-Russian congress of adjuncts, graduate students and applicants for academic degrees. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. P. 647–652. (In Russ.)
8. Nizamov S. S., Gusmanov R. U. The shadow economy as a threat factor in the system of economic security of organizations in the context of the formation of the digital economy // Improving the engineering and technical support of production processes and technological systems : materials of the national scientific and practical conference with international participation dedicated to the 70th anniversary of the beginning of the development of virgin and fallow lands in the Orenburg region. M. : OOO «Pero Publishing House», 2024. P. 566–569. (In Russ.)
9. Nizamov S. S., Safin R. R. Problems of economic security of the Republic of Bashkortostan on the example of the fuel and energy complex // Society, law, statehood: retrospective and perspective. 2023. No. 3 (15). P. 72–75. (In Russ.)
10. Nizamov S. S., Stovba E. V. Formation of a system for ensuring economic security of organizations in the context of the digital economy // Improving engineering and technical support for production processes and technological systems : materials of the national scientific and practical conference with international participation dedicated to the 70th anniversary of the beginning of the development of virgin and fallow lands in the Orenburg region. M. : OOO «Izdatelstvo «Pero», 2024. P. 562–565. (In Russ.)
11. Stovba A. V., Sultanova A. R. Anti-corruption as a factor in economic security in the state // Society, law, statehood: retrospective and perspective. 2023. No. 4 (16). P. 71–76. (In Russ.)
12. Vorontsov S. A., Ponedelkov A. V. Actual problems of combating corruption in modern Russia // Society and power. 2021. No. 1 (87). P. 138–142.
13. Kolmogorov A. F. Combating corruption as an element of ensuring the country’s economic security // Bulletin of Science. 2021. Vol. 4. No. 5. P. 109–112. (In Russ.)
14. Pavlova G. G., Tverdokhleb K. A. Modern methods of combating corruption at the state and municipal levels // Bulletin of economics, management and law. 2021. No. 3 (56). P. 50–56. (In Russ.)