Ufa, Russian Federation
The article examines the essence of the victim from the point of view of criminal and criminal procedure laws, the existence of legal grounds for carrying out operational investigative measures against them. The author substantiates the need for operational search measures in relation to victims and provides a ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation, a Resolution of the Plenum of the Supreme Court devoted to the problem under consideration and confirming the existence of legal grounds.
victim, internal affairs bodies, operational-search activities, the basis for conducting operational-search activities
Изучение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел (далее – ОВД) по борьбе с преступностью показывает, что одними из проблемных являются вопросы, связанные с проведением ими оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Об актуальности данной проблемы свидетельствуют наличие значительного количества определений Конституционного Суда, постановлений Верховного Суда и иных нормативных правовых актов, разъясняющих или регулирующих порядок проведения ОРМ или использования их результатов. Проблемные вопросы касаются многих обстоятельств, например, связанных с объектами проводимых ОРМ. В основном в качестве объектов проведения ОРМ рассматриваются подозреваемые (обвиняемые). При расследовании преступлений фигурируют и иные участники уголовного судопроизводства: потерпевшие, свидетели, переводчики и др. Возникает вопрос: ОРМ могут проводиться в отношении только определенных субъектов уголовного судопроизводства или в отношении всех участников? В данной статье в качестве объекта ОРМ будет рассмотрена фигура потерпевшего, которая в уголовном деле играет одну из ключевых ролей. Как известно, в уголовном деле потерпевший появляется после совершения в его отношении уголовно наказуемого деяния. Участие в уголовном процессе рассматриваемого субъекта обязательно в связи с тем, что потерпевший является важным источником информации о совершенном преступлении и лице (лицах), его совершившем. В дальнейшем именно у потерпевшего возникает необходимость восстановления его нарушенных законных прав, возмещения материального ущерба (при наличии), а иногда компенсации морального или физического вреда, нанесенного совершенным преступлением. В связи со значительной ролью потерпевшего в уголовном судопроизводстве и для единообразного восприятия его сущности рассмотрим его с точки зрения уголовного и уголовно-процессуального законов. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ) указано, что потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Законодательством предусмотрено, что после возбуждения уголовного дела пострадавшее лицо незамедлительно должно быть признано потерпевшим. Однако человек, которому был нанесен вред в результате совершенного преступного деяния, становится «потерпевшим» в юридическом смысле только после принятия процессуального решения лицом, уполномоченным осуществлять предварительное расследование (дознаватель, следователь – постановление), или лицом, проводящим судебное разбирательство (судья – определение). Также необходимо напомнить, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» лицо, пострадавшее от преступления, признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического или психического состояния и иных данных о его личности, а также независимо от того, установлены ли все лица, причастные к совершению преступления. Для получения статуса потерпевшего лицу не требуется официального признания. В уголовном праве потерпевший становится таковым по факту совершенного деяния. Человек становится потерпевшим, когда в отношении него совершено противоправное деяние, признаваемое по законодательству уголовно наказуемым. Таким образом, потерпевший появляется, когда в отношении лица совершено противоправное деяние и причинен вред, т. е. возникновение неблагоприятных последствий является главным обстоятельством. Устойчивость статуса потерпевшего в уголовном процессе заключается в том, что он не теряет его, даже когда будет отказано в возбуждении уголовного дела (подозреваемый не достиг возраста уголовной ответственности, является невменяемым, акт амнистии и т. д.). В нашей стране значительное количество преступлений носят латентный характер: официально не регистрируются; жертвы этих деяний не приобретают статус потерпевших. Поэтому можно утверждать, что число жертв преступлений значительно больше, чем число потерпевших. Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) как один из видов государственной деятельности в борьбе с преступностью осуществляется посредством проведения ОРМ. В нормативных правовых актах не установлены категории участников уголовного судопроизводства, в отношении которых возможно или запрещено проведение ОРМ. Поэтому сотрудники оперативных подразделений для проведения ОРМ должны сами выявлять наличие законных оснований. В части 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» зафиксировано: «гражданство, национальность, имущественное, должностное, социальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ» (одно из основных условий осуществления ОРМ). В данном случае речь идет о процессуальном статусе потерпевших, которые перед законом равны, как и иные участники уголовного процесса, и при наличии законных оснований в их отношении также могут проводиться ОРМ. Возможность проведения ОРМ в отношении потерпевших подтверждается в определении Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ) от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»». В п. 7 решения КС РФ указано: «что касается распространения оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, то оно допустимо постольку, поскольку задача оперативно-розыскных мероприятий заключается в установлении связей проверяемого лица». В этом случае подозреваемый (обвиняемый) может быть рассмотрен как проверяемое лицо, а потерпевший – как лицо, напрямую или косвенно контактирующее с ним. Существенным обстоятельством является, что в данном документе рассматривается наличие оснований для проведения ОРМ, которые проводятся в соответствии с судебным санкционированием. Таким образом, если возможно проведение ОРМ в отношении потерпевших, проводимых с судебного санкционирования, то вполне логична возможность проведения ОРМ, не требующих судебных санкций. Вышеизложенное дает возможность сделать вывод о наличии законных оснований для проведения ОРМ в отношении потерпевших, которые могут располагать важной информацией об обстоятельствах совершенного преступления и о личности подозреваемых лиц. В процессе проведения ОРМ в отношении потерпевших также могут быть получены новые сведения об обстоятельствах совершенного преступления. Проанализируем указанные законом основания проведения ОРМ. Первым основанием его проведения является наличие возбужденного уголовного дела. Фигура потерпевшего в уголовном деле появляется после возбуждения уголовного дела. Вообще при совершении преступлений три важных обстоятельства происходят практически одновременно или в течение короткого времени: возбуждение уголовного дела, признание жертвы преступления потерпевшим и возникновение основания для проведения ОРМ. При организации раскрытия преступлений (особенно против личности) одной из важных задач является установление личности потерпевшего. Тщательное изучение личности потерпевшего может поспособствовать установлению мотива и способа совершения преступления, важных обстоятельствв, которые помогут выявить подозреваемых лиц. Потерпевший является ценным источником информации, но не всегда известные ему сведения передаются сотрудникам правоохранительных органов. Получение информации от потерпевшего только следственным путем практически невозможно, для получения полной картины иногда требуется проведение ОРМ. В большинстве случаев потерпевшие не информируются о проведении в их отношении мероприятий. Но в исключительных случаях некоторые ОРМ, в том числе ограничивающие конституционные права, могут проводиться с согласия самих потерпевших (в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается проведение некоторых ОРМ). В результате проведенного ОРМ можно получить информацию о самих потерпевших, в том числе негативного характера, характеризующую с отрицательной стороны, о возможных связях с криминальным элементом, о незаконной деятельности. Одним из оснований проведения ОРМ являются поручение следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. Данное основание наиболее часто возникает в практической деятельности, особенно при расследовании неочевидных преступлений. Относительно новое основание, позволяющее проводить ОРМ в отношении потерпевших, – это наличие документа о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Анализ деятельности подразделений, обеспечивающих государственную защиту, показывает, что значительное число защищаемых лиц имеют статус потерпевших по уголовным делам. О возможности осуществления ОРМ в отношении защищаемых лиц проведен ряд исследований, в т. ч. автором данной статьи [1, 2]. Таким образом, можно констатировать о наличии законных оснований для проведения ОРМ в отношении потерпевших. В результате проведенных ОРМ возможно получить сведения не только о совершенном преступлении, но и дополнительную информацию о самих потерпевших, а также иные данные, которыми они располагали и по различным причинам не передали сотрудникам правоохранительных органов.
1. Khusainov R. R. Possibility of conducting operational intelligence in relation to protected persons” // Current problems of operational intelligence at the present stage. All-Russian interdepartmental scientific and practical conference. Volgograd, 2021.
2. Khusainov R. R., Dayanov I. S. Relevance of carrying out operational and investigative measures in relation to protected persons // Eurasian Law Journal. 2022. No. 3 (166). P. 410-412.