Efectiveness of state support for large and medium-sized agribusiness in the Republic of Bashkortostan
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issues of state support of agricultural production. In the course of the research, the analysis of the indicators of the volume of subsidies and the efectiveness of the development of agriculture and animal husbandry in large and medium-sized agribusiness enterprises of the Republic of Bashkortostan for 2018–2022 was carried out.

Keywords:
state support, subsidies, animal husbandry, agribusiness
Text
Publication text (PDF): Read Download

Аграрное производство – сложный процесс, во многом зависящий от природно-климатических факторов и действия законов природы. В этой связи такой бизнес подвержен многим рискам, нестабилен как по затратам, так и по финансовым результатам. Вместе с тем без сельского хозяйства невозможно представить ни продовольственное обеспечение населения, ни развитие промышленности. Несмотря на рискованность и более низкую рентабельность, чем в других отраслях, аграрный сектор играет важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. Государственная поддержка имеет большое значение для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а государство, в свою очередь, заинтересовано в отдаче от этих средств, выражающейся в увеличении объемов производимой продукции, повышении эффективности аграрного сектора [1; 2]. Следует отметить, что государственная поддержка – это не только дотации и субсидии, это еще и меры государственного регулирования, направленные на обеспечение выполнения законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности [3]. Поскольку сельское хозяйство ввиду своих особенностей чаще других отраслей страдает от негативного влияния рыночных отношений, посредством мер прямого и косвенного регулирования государство пытается создать условия для эффективного функционирования субъектов хозяйствования путем распределения ресурсов, доходов от экономической деятельности и формирования макроэкономических пропорций [4]. Эффективным государственное регулирование может быть только при наличии обратной связи, так как государство оказывает влияние на рынок и производство как по отдельности, так и в общем [5]. На рисунке 1 представлена схема связей сельхозтоваропроизводителей (СТП) с государством (Г) и рынком (Р). На нем видно, что при государственной поддержке возникают обратные связи – регулирование происходит различными путями, так, например, это могут быть прямые субсидии товаропроизводителю или же другое косвенное стимулирование. Используя методы прямого регулирования, государство оказывает влияние на цены ресурсов, техники, оборудования, количество товаров, определяет правила ведения хозяйственной деятельности. Косвенное регулирование имеет более разнообразный арсенал инструментов – это бюджетноналоговая, денежно-кредитная, внешнеэкономическая, таможенная, амортизационная и другие подвиды экономической политики. С их помощью государство может изменять рыночную конъюнктуру, проводя государственные закупки продукции или товарные интервенции, ограничивая или поощряя спрос и предложение, экспорт и импорт товаров и т. д. Исходя из вышеизложенного, можно определить основные принципы государственного регулирования аграрного сектора (рисунок 2). Способы и механизмы государственной поддержки могут быть разносторонними, поэтому они должны использоваться с учетом приоритетов развития страны и регионов, сложившейся в них ситуации, особенностей экономики и их аграрного сектора. Кроме того, стоит производить оценку целесообразности тех или иных форм и методов государственного регулирования и в каждом конкретном случае выбирать наиболее эффективные из них. В рамках данной статьи будет рассмотрен такой аспект изучаемой проблемы, как субсидирование крупного и среднего предпринимательства – сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан. В настоящее время в республике государственная поддержка аграрного сектора экономики осуществляется почти по 40 направлениям: субсидируются как крупные сельскохозяйственные предприятия, так и мелкие семейные фермы и фермерские хозяйства; государство компенсирует им часть затрат на приобретение племенных животных, модернизацию материально-технической базы, оказывает помощь в уплате процентов по кредитам и финансирует инвестиционные проекты. Государственная поддержка оказывается всем отраслям сельского хозяйства, а также переработчикам сельскохозяйственной продукции. В настоящее время особое внимание уделяется развитию мясного скотоводства и традиционных для региона отраслей – овцеводства, коневодства и пчеловодства. Благодаря государственному субсидированию производители сельскохозяйственной продукции могут компенсировать убытки, но чаще всего увеличить прибыль, что позволяет обеспечить не только количественное, но и качественное расширенное воспроизводство путем модернизации техники и оборудования, внедрения инновационных технологий, закупки высокопродуктивного племенного скота и т. п. Следует отметить, что на результаты деятельности в аграрном секторе серьезное влияние оказывают природно-климатические условия, что затрудняет оценку отдачи от мер государственной поддержки, особенно в отраслях растениеводства. В животноводстве такое влияние менее выражено, поэтому в данном исследовании основной упор будет сделан на анализ субсидирования и его эффективности в этой отрасли (рисунок 3). За период 2018–2022 годов сумма субсидий несколько снизилась: с 4 333,4 тыс. рублей до 3 832,5 тыс. рублей или на 11,6 %. Субсидирование отраслей животноводства уменьшилось более значительно: с 1193,6 тыс. рублей до 671,2 тыс. рублей или на 43,8 %. Это связано с тем, что меры по развитию и поддержке животноводства, в частности, молочного скотоводства, предпринятые в предыдущие годы, дали свои положительные результаты. В то же время продолжается активная поддержка свиноводства, коневодства и овцеводства. Вложение любых средств, тем более средств государственного бюджета, требует контроля и оценки его эффективности. Существующие в настоящее время методики предполагают оценку эффективности государственной поддержки по отдельным ее направлениям или видам продукции и отраслям. Наиболее часто применяется анализ влияния субсидий на рентабельность сельскохозяйственного производства, без оценки их воздействия на эффективность деятельности организации в целом. Конечно, имеются показатели, позволяющие произвести комплексную оценку всех мер государственной поддержки сельского хозяйства, однако они сложны в расчетах и применяются не так часто. В этой связи в работе предпринята попытка оценить эффективность данных мер с помощью простых показателей, рассчитываемых по данным годовой отчетности. Оказание государственной поддержки путем субсидирования направлено прежде всего на возмещение затрат товаропроизводителей и повышения тем самым финансовых результатов от производства и реализации продукции. Это, в свою очередь, способствует развитию поддерживаемой отрасли. Рассмотрим развитие аграрного производства в сельскохозяйственных предприятиях республики в анализируемый период (таблицы 1 и 2). Как видно из данных таблицы 1, показатели деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в анализируемый период существенно улучшились. Сокращение площади сельскохозяйственных угодий объясняется увеличением числа фермерских хозяйств и связанным с этим выделением земель. Уменьшение поголовья крупного рогатого скота молочного направления обусловлено улучшением породного состава и созданием высокотехнологичных молочных комплексов, так как это позволило повысить продуктивность (среднегодовой надой на одну корову в 2018 году составлял 51,6 ц, в 2022 году – уже 65,3 ц) и сократить поголовье, увеличив при этом производство молока. Представленное исследование дает лишь косвенную оценку эффективности субсидирования. Для более точного и объективного суждения целесообразно выполнить анализ относительных показателей. Величина субсидий в расчете на одно предприятие возросла очень незначительно, а в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий – осталась неизменной. При этом отдача в 2018 и 2019 годы была низкой: расчетные показатели прибыли оказались ниже, в лучшем случае – равны показателям субсидирования. Однако, начиная с 2019 года, ситуация меняется – наметилась тенденция роста прибыли и рентабельности. В животноводстве субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей дало положительный эффект уже с начала анализируемого периода. Даже при снижении величины субсидий на одну условную голову скота отдача увеличивается. Это связано с тем, что в последние годы активно субсидировалось свиноводство, а в молочном скотоводстве эффект от вложений увеличивается постепенно, по мере роста продуктивности коров. Таким образом, можно сделать вывод, что государственная поддержка крупного и среднего агробизнеса в Республике Башкортостан оказала положительное влияние на состояние животноводства и сельского хозяйства, эффективна и способствует дальнейшему укреплению продовольственной и экономической безопасности региона, устойчивому развитию сельских территорий. Вместе с тем предстоит решить задачи реализации крупных инвестиционных проектов, обеспечивающих модернизацию мясного животноводства; дальнейшего развития приоритетных отраслей растениеводства путем повышения темпов ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель. В республике уже реализуются соответствующие программы государственной поддержки, способные дать новый толчок технологическому развитию сельского хозяйства региона.

References

1. Gusmanov R. U. Issues of food security // Nikon readings. 2014. No. 19. (In Russ)

2. Gusmanov R. U. Substantiation of scenarios for the development of animal husbandry in agricultural enterprises. Ufa : Gilem, 2009. 142 p. (In Russ)

3. Oborin M. S. Instruments of state support of agribusiness in modern conditions / M. S. Oborin // Bulletin of the Mari State University. Series: Agricultural Sciences. Economic sciences. 2021. Vol. 7. No. 2 (26). P. 167-177. (In Russ)

4. Davletbaeva L. R. Prospects for the development of agriculture of the Republic of Bashkortostan // Economics and entrepreneurship. 2013. No. 2 (31). P. 117-120. (In Russ).

5. Bespakhotny G. V. On the development of a new concept of state support for agricultural enterprises // Economics of agricultural and processing enterprises. 2019. No. 6. P. 8-11. (In Russ).

Login or Create
* Forgot password?