ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ ЛОКАТИВНОСТИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность данной статьи обосновывается растущей потребностью в инновационных и эффективных методах обучения русскому языку как иностранному, а также расширяющимися возможностями информационных технологий. В статье рассматривается перспективное применение технологии виртуальной реальности в обучении русскому языку как иностранному, в частности для формирования и закрепления навыков выражения локативности. Автором подчеркивается, что виртуальная реальность предоставляет большие возможности для имитации реальных ситуаций, в которых иностранные слушатели в интерактивной форме могут практиковать применение изученных лексико-грамматических средств. На примере виртуального посещения музея приводятся конкретные варианты речевых заданий, направленных на отработку различных аспектов выражения категории локативности на русском языке. Содержащиеся в статье методические рекомендации по применению виртуальных экскурсий как средства развития у иностранных обучающихся коммуникативной компетенции будут полезны начинающим преподавателям русского языка как иностранного, заинтересованным во включении информационных технологий в практическую деятельность с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова:
русский язык как иностранный, информационные технологии, виртуальная реальность, виртуальная экскурсия, коммуникативная компетенция, речевые задания
Список литературы

1. Гусейнова Т. В. Обучение иностранных слушателей выражению категории локативности на элементарном уровне освоения русского языка // Казанская наука. 2025. № 1. С. 203–205.

2. Гусейнова Т. В. Развитие навыков выражения категории локативности у иностранных слушателей, осваивающих элементарный и базовый уровни владения русским языком // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания русского и иностранных языков: сборник материалов Междуна-родной научно-практической конференции / под ред. Т. Г. Букиной. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2025. С. 79–83.

3. Кошеварова Ю. А., Галиева Д. А. Использование платформы Wordwall в обучении грамматике английского языка // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 3 (101). С. 152–157.

4. Нефёдов И. В., Попова К. А. M-learning как инновационное средство в обучении РКИ // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 3. С. 170–178.

5. Павловская Е. А. Использование цифровых технологий в практике преподавания русского языка как иностранного на подготовительном факультете в российском вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Том 17. Выпуск 10. C. 3650–3659.

6. Пирогова Н. Г. Инновационные методы преподавания русского языка как иностранного в университете // Grand Altai Research & Education 2025. № S1 (23). С. 103–109.

7. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 783 с.

8. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 277 с.

9. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного: практический курс. СПб: Златоуст, 2013. 192 с.

10. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: (Референц. аспекты семантики местоимений). М.: Наука, 1985. 271 с.

11. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидоров М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Институт русского языка РАН им. В. В. Виноградова, 2004. 541 с.

12. Балабас Н. Н. Виртуальная экскурсия как инновационный метод обучения иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5. Ч. 2. C. 162–164.

13. Карпеченко А. С., Карасева А. Ю. Виртуальные экскурсии как средство развития познавательного интереса // Международный журнал экспериментального образования. 2023. № 3. С. 22–26.

14. Хусаинова М. А., Гарифова О. А. Интеграция технологий виртуальной реальности в процесс обучения иностранным языкам: эффективность и методические подходы // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 11. С. 33.

15. Кшуманёва Е. А., Кикин П. М. Создание интерактивных кроссплатформенных панорамных туров // Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Молодежь. Наука. Технологии»: сборник материалов. Новосибирск: СГУГиТ, 2017. С. 35–39.

16. Щипицина Л. Ю. Жанровая характеристика виртуальной экскурсии // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 234–248.

Войти или Создать
* Забыли пароль?