КОНЦЕПТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ: РЕКОНСТРУКЦИЯ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ ПОРТУГАЛЬСКОГО, ФРАНЦУЗСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследования языкового сознания людей определенной профессии основаны на построении конструктов ассоциативных полей концептов, имеющих отношение к их профессиональной деятельности. Для выявления общих (для одной профессиональной группы) и специфических харак-теристик ассоциативных полей одних и тех же концептов целесообразно использовать психолингвистические методики, в том числе ассоциативный эксперимент. Актуальна задача установления универсальных (наднациональных) компонентов, активизирующихся в языковом сознании представителей одной профессии – носителей разных языков. В данной статье представлены модели концептов на основе ассоциативных полей, реконструированных по результатам свободного ассоциативного эксперимента с представителями профессии полицейского – носителями французского, португальского и русского языков. В качестве слов-стимулов выступили следующие термины и термино-ориентированные языковые знаки: «закон», «полицейский» , «наказание».

Ключевые слова:
термины, термино-ориентированные языковые знаки, концепт, профессиональное языковое сознание, ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле
Список литературы

1. Залевская А. А., Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия. Тверь, 2002. 194 с.

2. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Орлова Н. В. Проект «региональное языковое сознание: возрастной аспект» // Вопросы психолингвистики. 2018. № 2 (36). С. 146–167.

3. Антонова И. С. О соотношении понятий «языковое сознание» и «профессиональное языковое сознание» // Социосфера. 2010. № 4. С. 52–57.

4. Мыскин С. В. Профессиональное языковое сознание и особенности его функционирования: дис. … докт. филол. наук. М., 2016. 670 с.

5. Мыскин С. В. Профессиональное сознание: языковое и неязыковое // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30). Ч. II. C. 135–140.

6. Харченко Е. В. Языковое сознание профессионала как предмет психолингвистики // Языковое сознание и образ мира: сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 2000. 320 с.

7. Шаманова М. В., Виноградова М. В. Особенности восприятия лексем семантической группы «Внутренние органы человека» обыденным и профессиональным языковым сознанием (на материале лексемы сердце) // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Том 6. № 2. С. 186–195.

8. Яковлев А. А. К анализу содержания понятия «языковое сознание» // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2020. № 4 (67). С. 69–73.

9. Алферова Ю. И., Смердина Е. Ю., Малахова М. Н. Актуализация профессионального лексикона учебного билингва на разных этапах изучения английской терминологии правоприменительной деятельности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Том 15. Выпуск 4. С. 1139–1147.

10. Масыч Т. Л. Профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов: на материале русского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2010. 21 с.

11. Курганова Н. И. Ассоциативный эксперимент как метод исследования значения живого слова // Вопросы психолингвистики. 2019. № 3 (41). C. 24–37.

12. Алферова Ю. И. Профессионально маркированные компоненты языкового сознания, репрезентированные единицами родного и изучаемого языков: дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2005. 219 с.

13. Овчинникова И. Г. Ассоциации и высказывание. Структура и семантика: учебное пособие по спецкурсу. Пермь: ПГУ, 1994. 124 с.

14. Залевская А. А. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

15. Пищальникова В. А. Ассоциативный эксперимент и психолингвистическое исследование личностной идентичности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 2 (844). С. 105–117.

Войти или Создать
* Забыли пароль?