Республика Башкортостан, Россия
ВАК 5.9.6 Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков)
УДК 811 Языки естественные и искусственные
Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения сотрудниками правоохранительных органов иностранных государств. В данной работе на материале исследований по лингвистике, научных статей по русской фонетике, учебных пособий по методике преподавания русского языка как иностранного, материалов для развития фонетических навыков инофонами представлены артикуляционная характеристика, комплекс приемов постановки и дифференциации звуков [с], [з], [ц] у иностранных слушателей на занятиях по русскому языку как иностранному. Уточняются понятия «фонологическая компетенция», «слухопроизносительный навык». Приведены тренировочные упражнения и задания, тексты стихотворений, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, звуковая форма которых представляет собой особую трудность для иностранных обучающихся, и работа над которыми способствует коррекции и закреплению произношения свистящих звуков русского языка.
звук, инофон, артикуляция, постановка, дифференциация, фонетический навык, русский язык как иностранный
1. Гусейнова Т. В. Приемы постановки и различения звуков [л] и [л′] на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 2. С. 154–159.
2. Бакирова Л. Р. Постановка и коррекция гласных звуков [о] и [у] на занятиях по русскому языку как иностранному // Казанская наука. 2021. № 9. С. 41–44.
3. Любимова Н. А. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. 2-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1982. 192 с.
4. Смирнова Т. И. Русский язык: вводный фонетический курс для иностранцев: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. 132 с.
5. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. 64 с.
6. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР. 2009. 448 с.
7. Бочкарева Т. А. Основные сведения по фонетике современного русского языка: учебное пособие для дистанционного обучения студентов факультета коррекционной педагогики и специальной психологии. Саратов, 2008. 66 с.
8. Фонетическая хрестоматия. Материалы по русской фонетике. Скороговорки и палиндромы. Пословицы и поговорки. Идиоматические выражения. Стихи / сост. Н. В. Богданова, Л. В. Игнаткина. Санкт-Петербург, 2003. 204 с.
9. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. Санкт-Петербург: Златоуст, 2006. 272 с.
10. Абрамова Г. А. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для студентов-иностранцев. М.: МГИМО-Университет, 2016. 179 с.
11. Содержание и организация современного урока русского языка как иностранного / авт.-сост. Н. В. Киселева. Волгоград: Учитель, 2019. 186 с.