ВАК 5.8.7 Методология и технология профессионального образования
УДК 377.6 Специальное (профессиональное) образование, дающее достаточную подготовку для поступление в высшие учебные заведения
Понятие культуры информационной безопасности (далее – ИБ) достаточно многогранное. Очевидные аспекты, влияющие на формирование культуры ИБ, – это информационные технологии, и они широко обсуждаются в литературе наравне с психологическими и культурологическими аспектами. Информационная безопасность по своей природе имеет ряд проблем: технических, связанных с непрерывным развитием аппаратно-программных вычислительных систем и пропорциональным увеличением их уязвимостей; правовых, обусловленных неустранимым отставанием нормативного правового регулирования и противодействия от возникающих угроз; персонала, получающего возрастающую осведомленность без осознанных норм поведения и принятия решений, связанных с обеспечением безопасности. Культура информационной безопасности не может сформироваться на пустом месте, для этого необходимо обучение персонала в области информационной безопасности, в связи с чем целесообразно иметь эффективное методическое обеспечение. В работе выделяются три элемента, составляющие и формирующие культуру ИБ: технологии, политики/правила и люди/компетентность. Проводится обсуждение рассматриваемых элементов и выделяется их значимость. Особое внимание отводится понятию осознания информационной безопасности. В работе рассматриваются этапы когнитивного процесса обучения культуре ИБ.
культура информационной безопасности, обучение, осознанность, развитие компетенции в области информационной безопасности
1. Астахова Л. В. Понятие культуры информационной безопасности // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2014. № 2. С. 1–8.
2. Астахова Л. В. От культуры – к культурному капиталу информационной безопасности организации // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 85–101.
3. Поляков В. П. Развитие культуры информационной безопасности в вузе // Акмеология. 2006. № 4 (20). С. 80–82.
4. Кузина Н. Н. Культурологический подход и его методологическое значение в формировании культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза // Kant. 2017. № 2 (23). С. 38–42.
5. Погодаева М. В., Ушева Т. Ф. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов на основе рефлексивного подхода // Казанский педагогический журнал. Издательство: Институт педагогики, психологии и социальных проблем (Казань). 2014. № 4 (105). С. 91–100.
6. Кузина Н. Н. Культура информационной безопасности личности учителя и процесс ее формирования у студентов педагогического вуза // Kant. 2018. № 2 (27). С. 88–91.
7. Ерина Ю. С., Кокаева И. Ю. Формирование культуры информационной безопасности у студентов будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Вестник Кем ГУКИ. 2017. 41. С. 168–176.
8. Ерина Ю. С., Саханский Ю. В. Формирование информационной безопасности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. Издательство. 2017. № 2. С. 84–87.
9. Малюк А. А. Формирование культуры информационной безопасности общества // Педагогика. М.: Изд-во: ООО «Педагогика», 2009. № 3. С. 33–39.
10. Валитов О. К. Правовая культура и информационная безопасность // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1-1. С. 580–585.
11. Шумилова Н. С. Влияние компьютерных технологий на формирование культуры информационной безопасности // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 189–190.
12. Алиева М. Ф. Информационная безопасность как элемент информационной культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4 (108). С. 97–102.
13. Селиверстов А. С. К вопросу об актуальности формирования культуры информационной безопасности у курсантов военных вузов // Вестник современных исследований. 2018. № 6.3 (21). С. 190–192.
14. Nate Kornell. A Stability Bias in Human Memory. Encyclopedia of the Sciences of Learning, 2012. P. 4–7.