НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА У. С. МОЭМА «ТЕАТР»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье исследуется невербальное проявление эмоций в коммуникационном процессе на материале романа У. С. Моэма «Театр». Приводится ряд толкований понятия «эмоция». Подробно рассмотрена, в том числе в сравнении с вербальной коммуникацией, невербальная сторона человеческого общения, указаны ее сильные стороны. Подчеркивается важность жестов, мимики, тона голоса и поз в передаче информации о состоянии человека. Описаны визуальная, тактильно-кинестезическая и акустическая разновидности невербального поведения, посредством которых выражаются эмоции радости, симпатии, грусти и презрения. Анализируются такие невербальные средства, как улыбка, взгляд, различные жесты, вздох, рукопожатие и объятия, маркирующие эмоциональное состояние героев. В заключение подчеркивается важность исследования невербальной коммуникации для понимания характеров героев и их внутреннего мира.

Ключевые слова:
эмоция, невербальная коммуникация, визуальные методы, тактильно-кинестезические методы, акустические методы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение: Единицы и регулятивы: межвузовский сборник научных трудов. Калинин: Калининский государственный университет, 1987. С. 18–26.

2. Волек Б. А. Типология эмотивных знаков // Язык и эмоции: Сборник научных трудов ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1995. С. 15–24.

3. Wierzbicka A. Emotions across languages and cultures: Diversity and universals. Paris: Cambrige University Press, 1999. 349 p.

4. Зуева Е. А. Вербализация паралингвистических актов в художественном тексте современной немецкой литературы: автореф. дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2005. 19 с.

5. Голованова И. А. Интерпретация поведения литературных персонажей в рамках теории невербальной семиотики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2006. Т. 5. Вып. 2. С. 86–95.

6. Иванова Ю. В. Паралингвистические элементы художественного текста: на материале французской прозы XX–XXI веков: дис канд. филол. … наук. Смоленск, 2009. 357 с.

7. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право: монография. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2007. 250 с.

8. Морозов В. П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2011. 528 с.

9. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1986. 136 с.

10. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 630 с.

11. Першина Н. А. Тактильно-кинестезические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление: монография. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. 360 с.

12. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. 124 с.

13. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.

14. Климашева О. В. Способы языкового представления невербальных компонентов коммуникации в тексте: экспериментальное исследование: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2012. 23 с.

15. Сюй М. Роль невербальной коммуникации в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» // Litera. 2023. № 1. С. 11–18.

16. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980. 439 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?