Россия
УДК 811 Языки естественные и искусственные
В статье рассматриваются вопросы функционирования сетевого социолекта в профессиональной среде образовательной организации системы МВД России. Отмечается, что речевой портрет сотрудника органов внутренних дел как языковой личности, реализующей себя в условиях городской среды, отличается билингвизмом, заключающимся в тесной связи трех языковых систем: городское просторечие, полицейский социолект, сетевой социолект. Специфика данного билингвизма связана с всеобщей цифровизацией современного общества, в том числе с цифровизацией образовательного процесса вузов системы МВД России. На примере Уральского юридического института МВД России автор показывает, что сотрудник органов внутренних дел, осуществляя образовательную деятельность, свободно владеет сетевым социолектом. При этом в разных коммуникативных ситуациях, от официального профессионального общения до непринужденного дружеского разговора, сотрудник может использовать как узкоспециальную компьютерную терминологию, так и созданный на основе этой терминологии жаргон. Автор делает вывод, что сетевой социолект прочно вошел в нашу жизнь и стал неотъемлемой частью речевого портрета современной языковой личности, в том числе языковой личности сотрудника органов внутренних дел.
билингвизм, интернет-сленг, речевой портрет, сетевой жаргон, сетевой социолект, цифровизация образовательного процесса
1. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.
2. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 380 с.
3. Купина Н. А., Гаспаров Б. М., Асташова О. И. Русский язык в многоречном социальном про странстве. М.: Флинта, 2024. 324 с.
4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: URSS: КомКнига, 2005. 284 с.
5. Ларин Б. А. О лингвистическом изучении города // Русская речь. Ленинград, 1928. Вып. 3. С. 61–75.
6. Ерофеева Т. И. Социолект: стратификационное исследование. Пермь: Пермский государственный университет, 2009. 240 с.
7. Тихтиевская М. А. Сетевой жаргон и его роль в аккультурации инофона // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 2. С. 175–177.
8. Стеценко Н. В., Широбакина Е. А. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 22. № 1 (22). С. 35–40.
9. Стрекалова Н. Б., Подулыбина О. И. Цифровизация экономики как педагогическая проблема // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 4. С. 99–106.
10. Тюкавкин Н. М. Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1(1). С. 35–40.
11. Смалий Н. А., Силакова Д. В. Жаргон интернет-пользователя как социальный и лингвистический феномен // Молодежь и XXI век – 2012: материалы IV Международной молодежной научной конференции. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2012.
12. Бабалова Г. Г., Широбоков С. Н. Компьютерный сленг // Омский научный вестник. 2015. № 3(139). С. 38–42.
13. Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции // Исследования по славянским языкам, 2011. № 6. С. 203–216.
14. Кронгауз М. А. Словарь языка интернета.ru / М. А. Кронгауз, Е. А. Литвин, В. Н. Мерзлякова и др.; под редакцией М. А. Кронгауза. М.: АСТ-Пресс, 2016. 287 с.