Мейфлауэрское соглашение 1620 г. как источник конституционной правовой традиции
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Историко-правовые исследования все чаще рассматривают правовую традицию в качестве сущностного ядра любой правовой системы. Складывается она под воздействием комплекса факторов, несущих в себе нормы культуры, религии, особенности общественного устройства конкретного государства. В ряде случаев сформированные правовой традицией институты одного государства успешно заимствуются другой правовой системой и успешно функционируют в ее структуре. Одним из таких продуктов правовой традиции США стала конституция как нормативный правовой акт, определяющий основы политической системы государства и правового статуса ее граждан. Правовая традиция составления письменного акта о порядке политического и правового устройства, выраженная в завершенном виде в Конституции США 1787 года, была положена еще в начале XVII века первыми поселенцами Нового Света, составившими первый конституционный по сущности документ – Мейфлауэрское соглашение. В статье анализируются истоки и содержание договора, положившего начало традиции составления письменного документа как авторитетного источника, устанавливающего общие принципы организации власти и устройства общества.

Ключевые слова:
правовая традиция, конституция США, Мейфлауэрское соглашение, правовая система США, англосаксонская правовая система
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Любая правовая традиция имеет свои культурологические корни, которые произрастают от регулирования общественных отношений в истории конкретного племени, общности, а затем и государства. Немалый отпечаток на правовую традицию накладывают исторические, культурные и духовные традиции, сложившиеся в государстве еще задолго до его основания. Такие корни всегда служат напоминанием о намного более важной роли права, нежели формально определенного и установленного государством регулятора общественных отношений, выступающего лишь частью машины государственного управления. В правовой традиции, равно как и в языке народа, его культуре заложены духовно-нравственные идеалы предков, сформировавшие образ мышления, менталитет и правосознание отдельных народностей, а также государства в целом. Ввиду этого кажется совершенно чужеродным узкая трактовка права как совокупности социальных норм, содержащихся в законодательстве. Позитивно-нормативное понимание права, от которого со временем стала отходить юридическая наука, не учитывает иные аспекты формирования права как регулятора общественных отношений. В этой связи проведение исследований, имеющих целью глубокий анализ исторических закономерностей формирования правовой традиции, выявление причинно-следственных связей между социально-экономическими, духовными и культурными трансформациями общества и сменой его правовых парадигм, а также выявление исторических «цепочек» формирования той или иной нормы, доктрины – представляются важным компонентом современной юридической науки, незаслуженно упущенным в годы расцвета позитивизма и нормативизма. В последние десятилетия в России прослеживается тенденция возрождения религиозных ценностей в обществе, культурного плюрализма и национальной самоидентичности, о чем свидетельствуют законодательные новеллы последних лет, в том числе поправки к Конституции Российской Федерации. Однако в сфере законотворческой деятельности, на наш взгляд, также необходимо обратиться к истокам и правовым традициям, дабы возродить их наравне с другими социокультурными ориентирами. Называя Основным законом страны, сердцем ее правовой системы конституцию, следует четко осознавать роль, значение, причины и исторические особенности появления этого вида нормативного акта. Появившаяся впервые в привычном нам понимании конституция – Конституция США – стала ориентиром для всех демократических государств. Будучи впоследствии адаптированными в каждом конкретном случае к существующим правовым традициям базовые принципы сохранялись практически в неизменном виде в конституциях других стран. Интерес к традиции и истокам появления конституции как особого вида нормативного акта обусловлен общей канвой интереса к англо-саксонской правовой системе. Как отмечает М. Д. Горбунов, «в последние годы значительно возрастает интерес к англоамериканской правовой мысли, которая тем не менее по-прежнему воспринимается в тенденциозном ключе» [1, c. 5]. Для определения истоков зарождения конституции, а также социокультурных основ появления такого вида нормативного акта следует обратиться к традиции составления авторитетных письменных документов на ее родине – в Соединенных Штатах Америки. Идея использования письменного источника в целях регулирования наиболее важных социальных отношений зародилась в США почти на 150 лет раньше подписания Конституции. Английские религиозные диссиденты в попытках найти убежище после неудачной попытки основаться в Голландии получили разрешение Лондонской компании переселиться в Вирджинию – в первую основанную переселенцами из Европы устойчивоую североамериканскую колонию. Еще до прибытия корабля, знаменитого Мейфлауэра, к незапланированной точке высадки – Плимутской скале – 21 ноября 1620 года переселенцами в составе 41 человека было подписано соглашение. В ней они клялись в верности почитаемому суверену и в целях распространения христианской веры брали на себя обязательство объединиться в «гражданскую политическую организацию для лучшего упорядочения, сохранения и продвижения вышеуказанных целей». В документе также содержалось намерение основать колонию (будущий штат Массачусетс) и подчиняться законам, которые «будут сочтены наиболее подходящими и удобными для общего блага Колонии, интересам которой мы обещаем должное подчинение и послушание». Указывая на важность документа для становления американской правовой системы, Р. Римини отмечает, что «Мейфлауэрское соглашение стало авторитетным источником, в соответствии с которым колонисты издавали собственные законы и выбирали должностных лиц» [2, c. 27]. Н. Дорн в обзоре, посвященном 400-летию подписания соглашения, и вовсе нарекает его «предвестником самоуправления в 13 первых колониях, а затем и всей конституционной демократии в Соединенных Штатах Америки». Указанные мнения сложно разделять в полной мере, поскольку соглашение в действительности носило временный характер и действовало до получения официальной хартии, назвать его предшественником Декларации независимости или Конституции было бы преувеличением. Однако отрицать значимую историческую роль этого документа также не стоит, поскольку именно в нем были закреплены некоторые принципы будущего государства: отделение церкви от светской власти в рамках «гражданской политической организации», верховенство «справедливых и равных законов», договорной и добровольный характер делегирования политической власти государственным органам. Стоит отметить, что именно Мейфлауэрское соглашение заложило американскую традицию составления письменного документа как авторитетного источника, устанавливающего общие принципы организации власти и устройства общества. При этом следует заметить, что, в отличие от нормативных актов Старого Света, рассматриваемые источники имели договорной характер и были составлены самими членами общества, а не установлены «сверху», что повлияло и на традиции взаимоотношений штатов с федеральным центром [3, c. 169]. Таким образом, подписанное на корабле Мейфлауэр соглашение стало примером для последующих демократических конституций, преамбула большинства из которых начинается с утверждения их добровольного, договорного и всенародного характера: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…», «Мы, народ Соединенных Штатов, чтобы образовать более совершенный Союз…», «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми немецкий народ принял настоящий Основной закон» и т. д. Собранная как паззл, состоящий из закрепленных естественных прав человека и модели государственного управления, принятая позднее Конституция должна была стать тем унифицированным универсальным гарантом гражданских прав и свобод, демократического политического режима и справедливого распределения власти в государстве, к которым стремились ее создатели в 1787 и 1791 годах в Соединенных Штатах Америки. При этом спустя столетия можно утверждать, что поставленная цель создания Конституции была достигнута. Является ли это основанием утверждать, что американская Конституция – незыблемый нормативный акт, не подлежащий изменению и поправкам, сказать сложно, поскольку американское общество на протяжении более чем 230 лет придерживалось именно такого принципа и возможности провести некий правовой эксперимент американскому конгрессу не представлялось. Конгресс США внес за всю историю 27 поправок, 10 из которых, называемых Биллем о правах, были приняты всего через 4 года после принятия Конституции, что в обозрении всеобщей истории можно считать практически единовременным с принятием основного документа. При этом с 1789 по 2014 годы, по данным Национального архива США, в Конгресс поступило 11 798 законодательных инициатив о внесении поправок в Конституцию, подсчеты 2021 года свидетельствуют уже о более 12 000 законопроектов, и лишь малая часть из них смогла пройти процедуру ратификации, успешной при этом она стала только для 1 % поправок. Статистика свидетельствует о естественном стремлении американского общества к обновлению правовой системы, в то же время подтверждает тезис незыблемости принципов построения государства. Таким образом, заложенная еще с прибытия корабля Мейфлауэр традиция составления письменного источника права, определяющего устройство государства и порядок управления в нем, была реализована позднее в составлении уникального для своего времени вида нормативного акта – конституции. При этом немаловажной чертой, определяющей своеобразие американского основного закона является его стабильность и отсутствие значимых корректив. Справедливости ради стоит отметить, что подобная устойчивость соответствует не только правовой культуре США, но и особенностям англо-саксонской правовой системы, отдающей на откуп правовое регулирование судам, ограничиваясь в законах лишь установлением базовых норм и правил. Именно по этой причине заимствованный у американской правовой системы основной закон в странах романо-германской правовой системы не может похвастаться стабильностью, поскольку должен устанавливать намного больший спектр норм и принципов, требующих регулярной актуализации в рамках Конституции. Исходя из сказанного, подтвердим тезис, приведенный в начале статьи: при заимствовании любого правового продукта, инородного для культурных, исторических и религиозных устоев того или иного общества, следует непременно принимать во внимание эти самые устои, трансформируя «иноземные» новшества в соответствии с ними и не полагаясь на эффективность, полученную на родине правовой новации. 

Список литературы

1. Горбунов М. Д. Особенности восприятия англо-американского правового позитивизма в отечественной науке // Правовое государство: теория и практика. 2023. № 4 (70). С. 5-11.

2. Римини Р. Краткая история США: пер. с англ. О. Алексанян. М.: КоЛибри, 2021. 480 с.

3. Тимонин М. А. Из истории конституционного противостояния американских штатов привилегиям // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 2 (68). С. 169-179.

Войти или Создать
* Забыли пароль?