Республика Башкортостан, Россия
В статье рассматривается проблема формирования морального облика сотрудника органов внутренних дел. С позиции междисциплинарного знания поднимаются вопросы о раскрытии сущности формирования морального облика сотрудника, определении их основных нравственных качеств, развитии у сотрудников определенных качественных характеристик. Уточняются понятия «моральный облик» и «качества сотрудника» органов внутренних дел. Обосновывается необходимость комплексного и системного подхода к управлению процессом формирования морального облика сотрудника органов внутренних дел.
: моральный облик сотрудника органов внутренних дел, формирование, нравственные качества, личность сотрудника, нравственность, совершенствование, самосовершенствование
В современных условиях развития российского общества, трансформации его общественных институтов, изменений мирового порядка и столкновения ценностей социокультурных систем актуализируются вопросы в области общественной морали и этики, в том числе и профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. В сфере этического знания одной из злободневных проблем для современного этапа развития всей системы органов внутренних дел является формирование морального облика, развитие нравственных установок и качеств сотрудников российской полиции, отвечающих нормам профессиональной этики, морали и ожиданиям общественности, граждан. Подготовка высокопрофессиональных кадров для органов внутренних дел, обладающих необходимыми профессионально-нравственными качествами, зрелыми моральными идеалами и ориентациями, обусловлена необходимостью повышения эффективности деятельности подразделений полиции, выполнения поставленных перед ними целей по защите прав и свобод граждан, обеспечению общественной и национальной безопасности на высоком качественном уровне. Именно такие нравственные качества сотрудника органов внутренних дел, как мужество, честность, неподкупность, бдительность и скромность во многом определяют качество выполнения профессиональных обязанностей и способствуют решению поставленных правоохранительных задач. Высокий моральный облик сотрудника органов внутренних дел оказывает влияние на помощь и содействие граждан сотрудникам полиции в решении поставленных задач, на уровень доверия населения к правоохранительному органу, а также формирование положительного образа полиции в общественном сознании. Обращение к научной литературе, посвященной проблемам воспитания личного состава органов внутренних дел, формирования различных форм культуры сотрудников, их морального облика, позволяет отметить, что в этой области исследований имеются проблемы теоретико-методологического характера, касающиеся морально-нравственных основ профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, сущности нравственного воспитания личности сотрудника полиции, его оснований, формирования и развития нравственного облика сотрудника органов внутренних дел (В. С. Бялт, С. Ю. Чимаров, Л. В. Мордовина, Д. С. Попов, Е. А. Мамай, В. В. Прокурова, Р. М. Янбухтин и др.). Можно отметить, что рассмотрение вопросов, связанных с изучением теоретических основ формирования морального облика сотрудника полиции, раскрытием сущности и природы этого сложного процесса, определением его основных элементов, развитием нравственного сознания личности сотрудника, совершенствованием его нравственных идеалов, ценностей, ориентаций и установок, требуют своего нового специального научного исследования, отвечающего современным вызовам и угрозам, которые в настоящее время возникли в результате обострения мировых политических процессов. Между тем в литературе существуют различные подходы к определению понятия «моральный облик сотрудника органов внутренних дел». Среди исследователей, занимающихся рассмотрением данного феномена с позиции этического, психологического и правового знаний, отсутствует четкое и ясное понимание того, что из себя представляет нравственный облик сотрудника органов внутренних дел. Так, одни исследователи полагают, что под данным термином можно понимать «устойчивую привычку к соблюдению и исполнению моральных норм, а также убежденность в их истинности и целесообразности применения» [1, с. 197]. В соответствии со своей позицией высказывается мысль, что «очень важным представляется именно элемент убеждения сотрудника органов внутренних дел в нужности и полезности профессионально-этических норм» [2, с. 80–81]. По мнению ученых, требуется целенаправленная и непрерывная воспитательная работа с личным составом, в рамках которой осуществляется не только «разъяснение им действенности нравственных и профессионально-этических норм, но и выработка необходимых мотивов соблюдения и исполнения этих норм» [2]. В соответствии с данной методологической позицией исследователи делают соответствующий вывод о том, что «в процессе обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел следует уделять повышенное внимание разъяснению им профессионально-этических норм к служебному и внеслужебному поведению, формировать убежденность в истинности и целесообразности применения, а также выработать привычку их соблюдения и исполнения» [2]. Другие исследователи считают, что в процессе формирования морального облика современного полицейского важную роль играет «воспитание дисциплины и взаимоуважения у сотрудников, их патриотизма и сознания огромной важности своей работы» [3]. Анализ этих и других работ также обнаруживает проблемы, связанные с четким выделением качеств личности сотрудника, включая нравственные. В частности, в научной литературе, посвященной различным формам культуры сотрудников, исследователи выделяют такие качества полицейского, как «бесстрашие, целеустремленность, неподкупность, способность прийти на помощь даже в случае опасности для жизни и здоровья самого сотрудника» [4, с. 30]. В других исследованиях, где рассматривается проблематика коммуникативной культуры сотрудников органов внутренних дел, одни ученые определяют такие личностные качества, как «стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение применять психологические приемы общения, отстаивать свою точку зрения и вызывать доверие граждан…» [5, с. 1], другие – «ответственность, эмпатия, дипломатичность, терпимость, доминантность, критичность, предприимчивость и гибкость в межличностных контактах, а также конструктивный стиль межличностного взаимодействия» [6, с. 71]. Поднимая вопрос о формировании морального облика сотрудников, полагаем, что необходимо определить исходные методологические основания в выделении группы качеств сотрудников органов внутренних дел, понимании их иерархии и координации, выяснении их сути и содержания. С нашей точки зрения, следует исходить из методологической посылки философскоэтического рассмотрения феномена качеств как целостного образования или комплекса, среди которых ключевыми являются духовно-нравственные качества. Под этим понятием следует представлять модели нравственного поведения сотрудников полиции, целью которых выступают высшие идеалы и ценности. Для сотрудника российской полиции в качестве одной из таких высших ценностей являются жизнь, здоровье, права и свободы человека. При этом развитие нравственных качеств связано с духовным совершенствованием и самосовершенствованием личности сотрудника. Предполагается развитие его сознания и мировоззрения, воли, осознания важности нравственной рефлексии, роста профессиональной, правовой, эстетической, физической и нравственной культуры. Поднимая вопрос об определении основных нравственных характеристик сотрудника органов внутренних дел, являющихся определяющими при развитии высоких гражданских, профессиональных, психологических, правовых, эстетических качеств, на наш взгляд, к ним следует отнести такие качества, как мужество, честность, неподкупность, скромность, добросовестность, самоотверженность, трудолюбие, доброжелательность, верность, порядочность, благородство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость. Рассмотрение и определение качеств сотрудника в системе его ценностных ориентаций и установок позволяет вести речь и о выборе им модели служебного поведения и общения. Определение его нравственных качеств позволяет не только ставить вопрос о развитии определенных качественных характеристик, но и комплексно и системно подходить к управлению процессом формирования морального облика сотрудника правоохранительных органов. Заметим, что в структуре морального облика сотрудника полиции могут быть выделены не только положительные, но и отрицательные нравственные качества, которые несовместимы с требованиями службы, ценностями и нормами профессиональной морали. Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что моральный облик сотрудника органов внутренних дел можно представить в качестве целого комплекса профессионально-нравственных значимых качеств, формируемых и реализуемых в процессе правоохранительной деятельности, повседневном служебном и внеслужебном поведении и общении. Данный феномен имеет различные аспекты и связан с определенными нравственными и профессионально-этическими принципами, нравственными идеалами, ценностями и установками, нормами служебного поведения, ориентированными на защиту и охрану конституционных норм, духовное совершенствование и самосовершенствование личности, развитие позитивных отношений и тенденций в общественной и государственной жизни.
1. Бялт В. С., Трипутин С. Н. Актуальные проблемы профессионально-нравственного воспитания в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (62). С. 196-200.
2. Бялт В. С., Чимаров С. Ю. К вопросу о формировании нравственного облика сотрудников органов внутрених дел // Inernational Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. 11-3 (74). С. 80-82.
3. Мордовина Л. В., Попов Д. С. Моральный облик сотрудника полиции и его отражение в общественном мнении // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». URL: http: /www.analiculturolog (дата обращения: 10.09.2023).
4. Беседа И. И. Особенности сущности правовой культуры сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Философия права. 2019. № 3 (90). С. 27-32.
5. Мантуров, О. С., Ганага В. С. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции в цифровом пространстве // Полицейская деятельность. 2020. № 5. С. 1-17.
6. Титова О. И., Порщуков А. С. Профессионально-коммуникативная компетентность сотрудников правоохранительных органов и подходы к ее развитию посредством психологического тренажера // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 1. (30). С. 69-75.