В статье изучены вопросы регулирования выбросов вредных веществ на федеральном и региональном уровнях (на примере Республики Башкортостан). Выявлены основные проблемы в данной области: отсутствие информационной системы экологического мониторинга качества атмосферного воздуха и воды; недостаточность научных исследований в области экологической безопасности; несовершенство экономических рычагов стимулирования хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду снижать выбросы; несформированность экологической культуры населения. Представлен комплекс мер решения проблем государственного регулирования выбросов вредных веществ, применение которых будет способствовать улучшению экологической обстановки в республике и более рациональному использованию природных ресурсов.
экологическая безопасность, выбросы вредных веществ, регулирование
В современном обществе одной из актуальных является проблема обеспечения экологической безопасности. Для ее решения предусмотрены меры охраны водных, лесных объектов и недр, создаются особо охраняемые природные территории. Существенную роль в охране окружающей среды играет и регулирование выбросов вредных веществ. Следует отметить тот факт, что выбросы обуславливают накопление твердых промышленных и бытовых отходов, усугубляя проблему возникновения и ликвидации свалок. Отметим, что в Республике Башкортостан ситуация с выбросами вредных веществ и накоплением отходов относительно благоприятная (рисунок 1). В Российской Федерации регулирование выбросов вредных веществ осуществляется на основе целого ряда нормативных правовых актов, прежде всего, Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Следует отметить, что наряду с данными правами граждане обязаны беречь природу и окружающую среду, охранять ее богатства. Правовую основу регулирования отношений в области выбросов вредных веществ составляет Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Отдельные вопросы в отношении выбросов в природные объекты регулируются земельным, водным и лесным кодексами Российской Федерации, Федеральными законами от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». В «Основах государственной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации, представлены стратегические цели, принципы, основные задачи и механизмы реализации государственной политики в области экологического развития. В Республике Башкортостан регулирование выбросов осуществляется на основе еще целого ряда нормативных актов, среди которых Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС13/281 , Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 1998 г. № 195-з «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2020 г. № 466 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Башкортостан» и многие другие. Важнейшую роль в регулировании отношений в области вредных выбросов играет государственный надзор как гарант обеспечения дисциплины и законности, гарантирующий контроль за исполнением требований законодательства, норм и нормативов к качеству природной среды. Виды контроля в области охраны окружающей среды представлены на рисунке 2. Помимо контроля, экологическое законодательство предусматривает нормирование выбросов опасных веществ, в том числе возможность установления временных рамок – временно разрешенных выбросов (сбросов) отравляющих веществ с целью постепенного достижения субъектом производственной и другой деятельности установленного максимально допустимого выброса (сброса) [4]. Организационно-правовые методы защиты природной среды взаимосвязаны и могут быть объединены в четыре группы в зависимости от сути, целей использования и органов их применяющих. Группы методов защиты представлены на рисунке 3. Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды сформирована, при этом большинство полномочий в сфере регулирования выбросов вредных веществ реализуется на федеральном уровне, что может быть нелогичным и не позволять в полном объеме осуществлять надлежащее государственное регулирование и надзор [6]. Функции экологического надзора в Республике Башкортостан выполняет Министерство природопользования и экологии и его территориальные подразделения в рамках их компетенций на объектах производственной и другой деятельности. Региональный государственный экологический надзор осуществляется в форме как плановых, так и внеплановых ревизий с соблюдением норм права и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и иных юридических лиц. Минэкологии Республики Башкортостан также ведет сбор и переработку данных о состоянии среды обитания, выполняет оперативное оповещение граждан и взаимодействие с федеральными и республиканскими органами исполнительной власти, поддерживает работу «горячей» линии с населением и общественными группами. Кроме того, ведомство организовало круглосуточную оперативно-диспетчерскую службу. Государственная политика в области регулирования выбросов вредных веществ на территории региона осуществляется в рамках государственной программы «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан 18 февраля 2014 г. № 61 (в редакции от 17 вгуста 2023 г.), по двум подпрограммам: «Совершенствование системы управления отходами производства и потребления в Республике Башкортостан» и «Экологическая безопасность Республики Башкортостан». В рамках первой подпрограммы организованы сбор и обработка информации об отходах, технологиях их использования и обезвреживания, ведется сопровождение и развитие автоматизированной информационной системы «Кадастр отходов». Мероприятия второй подпрограммы направлены на сбор и анализ информации в области природопользования, охраны окружающей среды, контроля, мониторинга объектов негативного воздействия, мониторинга зоны воздействия опасных объектов, формирование федерального информационного ресурса с использованием базы природопользователей Республики Башкортостан. В настоящее время особую актуальность приобретает охрана атмосферного воздуха. Выбросы вредных веществ в атмосферу ежегодно растут, что было видно и по данным рисунка 1. Одна из причин – увеличение автотранспорта не только в городах, но и в крупных сельских населенных пунктах. Другая причина заключается в том, что предпринимательские структуры часто допускают выбросы без разрешения или с превышением установленных лимитов. Анализ показал, что в данной области существуют проблемы государственного регулирования следующего рода. Во-первых, еще не создана единая информационная система экологического мониторинга, которая могла бы объединить весь объем данных, полученных на всех уровнях управления. Наличие такой системы, в том числе в открытом доступе могло бы обеспечить и органы управления, и население необходимой и актуальной информацией о динамике состояния окружающей среды. Во-вторых, недостаточны научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Не проводятся исследования последствий изменения климата относительно условий регионов, в том числе и Республики Башкортостан. В-третьих, не лишен недостатков и экономический механизм охраны окружающей среды: каких-либо серьезных стимулов для снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, использования вторичных ресурсов, пока нет. Здесь же нужно отметить, что внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий часто затруднено из-за значительного износа основных фондов на перерабатывающих предприятиях. В-четвертых, не разработан механизм систематического и всестороннего экологического просвещения и воспитания, формирования у населения экологической культуры. Решение проблем государственного регулирования выбросов вредных веществ должно носить комплексный характер и включать в себя меры в разных областях общественных отношений и деятельности. С этой целью целесообразно применять взаимосвязанные меры (рисунок 4): а) правовые – дальнейшее совершенствование законодательства об охране окружающей среды и ответственности за нарушения правил регулирования вредных выбросов, в том числе с учетом зарубежного опыта и норм международных соглашений; б) экономические – проработка финансового механизма инвестирования природоохранных мероприятий и работ по ликвидации техногенного воздействия на окружающую среду; в) технологические – внедрение новых ресурсосберегающих технологий в добыче полезных ископаемых, перерабатывающей промышленности и транспорте, создание экологически чистых источников энергии; г) организационные – совершенствование логистики транспортных потоков во избежание длительного скопления транспорта в пробках и заторах; д) архитектурные – озеленение населенных пунктов, высадка насаждений вокруг предприятий и вдоль дорог. Помимо указанных мер, большое значение имеет и усиление государственного и общественного контроля за загрязнением атмосферного воздуха и водных объектов. Одним из вариантов решения этой задачи может стать установка онлайн-газоанализаторов качества атмосферного воздуха на всех крупных стационарных источниках загрязнения воздуха с открытым доступом населения к данной информации. Улучшение ситуации с вредными выбросами и отходами невозможно без усилий и самих предпринимательских структур. Планомерное снижение объемов выбросов – важное условие по обеспечению экологической безопасности. Здесь целесообразны стимулы не только взыскательного характера, но и пересмотр предельно допустимых выбросов для предприятий в сторону снижения и разработка источниками загрязнений планов сокращения выбросов. Таким образом, регулирование выбросов вредных веществ в окружающую среду остается сложным направлением правовой, экономической и экологической деятельности общества и отдельных предприятий, требующим постоянного мониторинга, оценки эффективности и комплексного решения.
1. Ларина Е. А., Зайцева С. П. Некоторые аспекты правового регулирования различных сфер деятельности в городах в условиях урбанизации // Современный ученый. 2020. № 3. С. 307-311.
2. Улимаев Р. Ю. Проблемные аспекты государственного экологического надзора // Студенческий вестник. 2019. № 19-2 (69). С. 51.
3. Харитонова А. В. Правовые и организационные аспекты регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления // Моя профессиональная карьера. 2022. Т. 2. № 41. С. 252-265.
4. Пшенник Ю. Экологические стандарты как новый фактор конкурентной борьбы // Стандарты и качество. 2017. № 8. С. 86.
5. Варфоломеев Е. В., Богданов О. И., Быков Д. А., Журавлева Е. Ю. Анализ мер государственного стимулирования в области охраны окружающей среды и энергосбережения // Газовая промышленность. 2017. № 1. С. 130-136.
6. Ефимова Е. Г., Мальцев А. А., Чупина Д. А. «Зеленая» повестка в современной практике стран и регионов: в поисках единого подхода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2023. Т. 39. № 1. С. 55-72.
7. Панарин А. А. Повышение экономической безопасности России через зеленое финансирование снижения вредных выбросов и устойчивое социально-экономическое развитие // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 1 (35). С. 85-97.
8. Пережогин А. Н., Жданова-Заплесвичко И. Г. К вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования обеспечения качества атмосферного воздуха в соответствии с действующими гигиеническими нормативами предприятиями, которым установлены временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ // Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь : Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2019. С. 53-59.