Республика Башкортостан, Россия
Статья посвящена проблеме манипуляции людьми идеологами терроризма и экстремизма посредством религиозных ценностей. В научных исследованиях проблемы террора, терроризма и экстремизма акцент, как правило, делается на исполнителях террористического акта, иногда – на «режиссерах» социально-политического спектакля, и почти не раскрываются истинные мотивы и цели «авторов террористического сценария». Ненависть населения обрушивается чаще всего на исполнителей, являющихся марионетками в сложной игре, порой недоступной их пониманию. Средством такой циничной манипуляции, как ни парадоксально, часто выступают высшие религиозные ценности. Ведь верующий молодой человек – легкая, а главное бесплатная добыча манипуляторов.
террор, терроризм, экстремизм, террористический акт, манипуляция, власть, ценность, свобода, справедливость, равенство
Постмодернистская парадигма представляет мир как грандиозное шоу, представление, в котором все выступает симулякром, вводящим в заблуждение наблюдающего субъекта. Возникает закономерный вопрос: являются ли симулякром деньги, из-за которых во многом и затевается это шоу? Парадоксально, но ответ на этот вопрос будет положительным. Более того, деньги в современном цифровом обществе, бесконечно трансформируясь, превращаются лишь в эфемерную цифру. Каков дальнейший путь их эволюции? Не является исключением и террор, послушно стоящий на службе денег, превратившихся в посткапиталистическом мире в важнейший субъект политики. Террор как социально-политический феномен, меняя свои формы, управляет миром посредством страха насилия, являющегося важным средством манипуляции социальными субъектами. С усложнением уровня социально-экономического развития растет степень опосредования между субъектом и объектом насилия. Все больше промежуточных звеньев разделяют сегодня идеологов террора, вдохновляющих на кровавые преступления исполнителей, как правило, не осознающих настоящих мотивов и целей своих вдохновителей. Усложняются способы манипуляции исполнителями, которыми являются обычно молодые люди, возмущенные несправедливостью современной социальной жизни. Поэтому истинные субъекты террора для манипуляции ими используют в основном духовные, религиозные ценности, часто выступая от лица Всевышнего. Противодействие терроризму и экстремизму должно быть ориентировано на раскрытие их причин, а не следствий, предполагая развенчивание «высоких» идей, прикрывающих низкие мотивы экономического и политического господства. Терроризм, как известно, в отличие от террора, – всегда следствие, порожденное ненавистью обманутых, манипулируемых несчастных людей, невежество и социально-политическая близорукость которых проявляются в отчаянных попытках запугать врагов, порой даже ценой собственной смерти. «Для нас смерть желанней, чем для вас жизнь», – эти слова Бена Ладена раскрывают степень убежденности террористов в собственном бессмертии. Смерть с древних времен служит Золотому тельцу, прикрывающему свою наготу великими идеями. Для террориста смерть превращается в смысл жизни как средство приобретения бессмертия, ухода в вечность. Настоящая райская жизнь их ждет именно после, как правило, бессмысленной жизни на этом свете. Именно поэтому необходимо раскрывать истинные цели идеологов и духовных вдохновителей террористических актов, развенчивать способы манипуляции «слепыми» исполнителями. Террор, опирающийся на страх, – ментален; терроризм – материален и представляет собой конкретные действия людей, часто и не осознающих истинные мотивы их вдохновителей [1, с. 150]. Неслучайно, подавляющее большинство террористов – молодые люди до 30 лет, верящие в высшие духовные ценности и, прежде всего, в свободу и справедливость. А вера как убежденность в недоказанном, если она не фанатична, требует интеллектуальной рефлексии. Вера не должна быть слепой, она должна опираться на разум. И религиозная вера – не исключение. Само слово «религия» означает («ре» – восстановление, «лига» – связь) восстановление связи, связи человека как конечного существа с Абсолютом (Вселенной) – бесконечным. И использовать религию для разжигания ненависти и пропаганды насилия означает превращать ее в анти- или «контррелигию», ведь все мировые религии проповедуют единение и даже братство народов мира. Почему великие идеи и благородные, духовные, религиозные ценности, такие как Свобода, Справедливость, Любовь, Равенство, Вера, Служение, Самопожертвование становятся часто средством манипуляции людьми? Дело в том, что каждый социальный субъект в зависимости от уровня его развития имеет ценности, которые он готов отстаивать. Высшие ценности отстаиваются, как правило, именно духовно развитыми людьми или пытающимися стать такими. К тому же молодость – более доверчива и категорична, поэтому именно молодые люди попадаются на «удочку» ловцов неокрепших душ. Причем чаще манипулируемые являются выходцами из неполных семей. Исследования подтверждают, что дети, прожившие в полной семье до 7–8 лет, труднее в будущем поддаются манипуляции. Это еще один аргумент считать сохранение и благополучие семьи государственной политикой. Часто считается, что террористов подводят средства. Однако проблема не только в средствах. Сами великие идеи безотносительно к месту и времени являются угрозой. Ведь истина всегда конкретна. Если человечество еще не готово к созданию рая на Земле, то реализация такого желания, как неоднократно доказывала история, ничего, кроме страдания, людям не принесет. Это отмечал Альбер Камю в «Бунтующем человеке»: «Гегель видел, что абстрактность якобинских принципов таила в себе террор», – писал Альбер Камю [2, с. 221]. Надо стремиться к конкретному обществу, гармонично сочетающему в себе свободу и необходимость. Согласно А. Камю, именно на гегелевскую диалектику с акцентом на отрицании как универсальном законе развития опирается идеология террора. «Нужно уничтожить тех, кто уничтожает идиллию, или уничтожать ради сотворения идиллии. Гегелевское преодоление Террора завершается только его расширением» [2, с. 273]. Важнейшим средством противодействия идейной манипуляции верующими молодыми людьми является реальное образование. Сегодня Знание – не просто Сила, сегодня, в эпоху современного научно-технологического прогресса, Знание – Жизнь. Это касается не только улучшения качества и увеличения продолжительности жизни, вплоть до обещаемого учеными к 2050-ым годам бессмертия, но и превращения абсурдного существования в истинную осмысленную жизнь. Вера не должна противоречить знаниям, подтверждая слова Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно!». Как убежденность в недоказанном она должна помогать знанию в оптимистическом продвижении к непокоренным вершинам. Это касается и религиозной веры. Виктор Франкл в своей замечательно работе «Человек в поисках смысла» еще раз это показывает [3]. Все мировые религии помогают человечеству выживать и продвигаться вперед, исходя из принципов Справедливости, Любви, Милосердия, Терпения, Покорности и Самосовершенствования. Эти принципы Иудаизма, Христианства, Ислама и Буддизма способствуют «очеловечиванию» человека. Поэтому истинная религия отнюдь не противостоит науке, а наоборот содействует ей посредством дополнительной энергии веры в собственные силы. Ведь слово «природа» означает то, что было при родах мира, то есть созидающие силы бытия. Слово «фюсис» с греческого языка означает природа, а верующие люди называют Богом. В истории человечества в качестве мощнейшего манипулятивного средства не раз была использована вера в Бога, трансформированная в веру в революционную идею, в убежденность, что посредством насилия и террора можно создать справедливое общество светлого будущего [4, с. 73]. «Вы часто упрекали, что я, вкусивши науки, позабыл о Боге, – пишет известный террорист Егор Сазонов в письме к родителям. – Ведь потому-то я совершил дело, что чувствовал, что моя совесть, моя религия, мое евангелие, мой Бог – требовали этого от меня. Мог ли я ослушаться?.. Да, родные мои, мои революционные и социалистические верования слились воедино с моею религиею. Я считаю, что мы, социалисты, продолжаем дело Христа, который проповедовал братскую любовь между людьми, призывал к себе всех трудящихся и обремененных и умер, как политический преступник, за людей…» [5, с. 84]. «Есть счастье еще выше, чем смерть во время акта, – умереть на эшафоте. Смерть во время акта как будто оставляет что-то незаконченным. Только тут узнаешь, почувствуешь всю красоту, всю силу идеи», – говорит Иван Каляев – убийца сына царя Александра II. [6, с. 118]. Так смерть превращается в средство приобретения смысла жизни, подтверждая слова Бена Ладена о том, что смерть для его соратников желанней, чем жизнь, имея ввиду молодых людей, готовых во имя высших, внушенных им, ценностей отдать свою жизнь. Все религии, хоть и по-разному исходят из принципа справедливости, но все они отвергают насилие как средство достижения этой справедливости. Иногда специально неверно трактуют некоторые положения Корана, в частности, идею джихада, чтобы манипулировать несведущими. Подчеркнем, что любой человек, применяющий насилие и убийства во имя справедливости, не может быть истинно религиозным человеком. Он проповедует то, что мы называем «контррелигией», убивающей Бога в душе человека. Террорист – всегда богоубийца, что бы он о себе ни думал и ни говорил. Не зря говорят: «Дурак страшнее злодея, ибо злодей иногда отдыхает». Такими прямолинейными, однозначно мыслящими людьми легко манипулировать именно посредством идей и ценностей, в которые они верят. Это неоднократно иллюстрировала история. Поэтому цель всякого настоящего образования, а юридического особенно – показать молодым людям истинную сущность вещей, противодействуя превращению человека в манипулируемое средство достижения чужих целей.
1. Даллакян К. А. Террор как форма социальной экзистенции. Уфа : УЮИ МВД России, 2016. 150 с.
2. Камю А. Бунтующий человек. М. : Политиздат, 1990. 415 с.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
4. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений / пер. с англ. Минск, 2001. 200 с.
5. Сазонов Е. С. Письма Егора Сазонова к родным.1895-1910 гг. М., 1925. 384 с.
6. Баранов А. С. Образ террориста в русской культуре конца XIX - начала ХХ века (С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савинков) // Общественные науки и современность.1988. № 2. С. 116-127.