Использование частной методики в ходе профессиональной подготовки обучающихся вузов МВД России в части производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен пример использования конкретной методики, а именно ситуационной модели, имитирующей процесс производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.33 КоАП РФ. Предлагаемая частная методика рассматривается как эффективный педагогический инструментарий, который может быть использован педагогами в целях профессиональной подготовки обучающихся вузов МВД России. Автором предпринимается попытка апробации частной методики использования административно-правового кластера в комплексе с ситуационным моделированием, которая заключается в возможности освоения материала в условиях, приближенных к реальности.

Ключевые слова:
частная методика, ситуационная модель, ролевая игра, нормативные правовые акты, практические навыки и умения, профессиональная деятельность, производство по делу об административном правонарушении
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Современность абсолютно обоснованно диктует живой интерес к разработкам частных методик в обучении. Теорию и методику обучения в педагогике исследует такая педагогическая дисциплина, как дидактика. Однако специфику педагогической деятельности отдельных предметов глубже раскрывает частная методика, которая выделилась и сформировалась из дидактики в виде самостоятельной педагогической дисциплины. На разного уровня конференциях и семинарах она стала предметом обсуждения, в частности, в работах таких педагогических деятелей, как Н. Г. Берденникова, В. И. Меденцев, Н. И. Панов [1], Е. В. Евплова [2], Н. А. Стрельниковай [3], В. И. Филипенко [4]. Частная методика находит место в мероприятиях по методическому обеспечению государственных образовательных стандартов, в том числе реализуемых в вузах. Если дидактика разрабатывает общетеоретические основы процесса обучения, то частная методика их использует, исследуя организацию обучения. Тесная взаимосвязь дидактики и частной методики развивается, дополняя и обогащая обе дисциплины. Исходя из общего определения частной методики, которое включает в себя совокупность средств, форм, методов, автором статьи разработано занятие семинарского типа, в ходе которого с обучающимися отрабатывались практические навыки и умения в части производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.33 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). Автором выбрана тема «Проблемы охраны общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий» по дисциплине «Проблемы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности». Для достижения образовательных целей занятия, его целостности, максимальной взаимосвязанности, логичности, разрабатывая практикум, преподавателю необходимо было определиться с рядом вопросов, которые носят важный практический характер. Первый из них: какие цели необходимо поставить перед проведением занятия? Другими словами – наметить результат. В связи с этим платформой стали устойчивые знания обучающихся КоАП РФ, а также знания нормативных правовых актов, связанных с проведением массовых и публичных мероприятий (Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»). В дополнение обучающимся необходимо было повторить и продемонстрировать знание законодательства в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в том числе обратиться к термину «общественное место» (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», приказ МВДРоссии от 28 июня 2021 г. №495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службе полиции территориальных органов МВД России» ), навыки применения сотрудниками полиции мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, а также умения применять знания и навыки, полученные в ходе изучения таких дисциплинах, как «Технологии эффективных коммуникаций сотрудников органов внутренних дел с общественностью», «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел», в частности, давая характеристику понятиям «толпа», «несанкционированные акции», «подростки и причины их участия в несанкционированных мероприятиях» и др. Подход в реализации учебно-познавательных задач через формирование знаний в процессе обучения важен, но немаловажны умения и навыки осуществления определенных видов деятельности. Таким образом, багаж полученных знаний выступает основополагающим элементом профессиональной деятельности обучающихся. Вопрос реализовывался в первой части занятия как подведение итогов по ранее изученному материалу в рамках обозначенной темы (учебный вопрос № 1): – доклад-презентация обучающегося на тему: «Публичные и массовые мероприятия – важные аспекты» и проведение тестирования обучающихся по указанной теме с использованием мультимедиа; – мини-доклады обучающихся по проблемным аспектам изучаемого материала: определение как на законодательном уровне, так и в научной сфере терминов «общественное место», «массовые мероприятия», «публичные мероприятия», «публично-массовые мероприятия», «толпа», «несанкционированные акции», «участие несовершеннолетних в несанкционированных мероприятиях»; – просмотр видеоматериала по проблемным ситуациям заданной тематики с обсуждением, выводами и решением поставленного вопроса в заключение. Вторым важным аспектом при подготовке к занятию стало решение вопроса: «чему учить?», то есть какими должны быть отбор материала и структура занятия. Актуальность выбора темы автором была продиктована временем. Специальная военная операция (далее – СВО) Вооруженных сил Российской Федерации, направленная на защиту интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания мира и безопасности, вызывает у некоторых наших соотечественников сомнения, которые их толкают на действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил нашей страны за рубежом. Для защиты репутации сил, задействованных в СВО, в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена статья 20.33. Таким образом, используя прием проблемного обучения, организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых, во вторую часть занятия преподаватель включил следующие этапы (учебный вопрос № 2): – демонстрация обучающимся видеоматериала (новостного сюжета, основанного на реальных событиях) по факту выявления сотрудниками полиции административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.33 КоАП РФ; – доклад-презентация обучающегося по составлению протоколов за данный вид нарушения с учетом методических рекомендаций МВД России; – доклад-презентация обучающегося по проведению лингвистической экспертизы с учетом методических рекомендаций МВД России; – знакомство с образцами (бумажные носители на столах обучающихся) рапортов действующих сотрудников полиции Свердловской области по мониторингу сети Интернет с выявлением фактов административных правонарушений по ч. 1 ст. 20.33 КоАП РФ. Во время изучения и закрепления нового материала необходимо отметить важность познавательной активности всей аудитории в целях поддержания устойчивого внимания обучающихся. Преподаватель должен владеть этой технологией. При этом тезисы, которые необходимо записывать, должны быть лаконичны, их изложение ясным, неперегруженным научностью для легкого усвоения и запоминания обучающимися. Поэтому целесообразно, чтобы теоретический материал, подготовленный обучающимися, был адаптирован к уровню подготовленности курса. Решение следующего практического вопроса, который стоял перед автором статьи: как обучить, обеспечивая оптимальные результаты в обучении, воспитании и развитии молодых полицейских. В связи с этим в целях формирования у обучающихся единой позиции по квалификации данного состава административного правонарушения, а также способностей квалифицированно применять нормативные правовые акты в случаях пресечения данного правонарушения на занятии использовались такие методы обучения, как метод ролевой игры (игрового проектирования), объяснительно-иллюстративный метод, метод демонстрации, репродуктивный метод, метод ситуационного моделирования. Указанные методы позволили реализовать такие инновационные образовательные технологии, как проектное обучение, кейс-стадии, мозговой штурм. В частности, на третьем этапе занятия (учебный вопрос № 3) оправдана эффективность использования места проведения занятия – административно-правовой кластер дежурная часть / участковый пункт полиции (полигон для отработки навыков служебной деятельности) (далее – административно-правовой кластер), где реализовывается метод ситуационной модели. Преподаватель представляет обучающимся типовую ситуацию, смоделированную из практического опыта сотрудников полиции г. Екатеринбурга – модель выявления и пресечения административных правонарушений по ч. 1 ст. 20.33 КоАП РФ и ст. 19.3 КоАП РФ, где статисты (участники: правонарушитель с плакатом, дискредитирующим Вооруженные Силы РФ; два сотрудники патрульно-постовой службы полиции (далее – ППСП); свидетели события; фотокорреспондент средств массовой информации, понятые, оперативный дежурный, инспектор по исполнению административного законодательства (далее – инспектор ИАЗ) и др.): – проектируют ролевую игру в рамках предложенной фабулы-задачи – одиночное пикетирование, демонстрируя навыки общения с гражданами, осуществляя проверку документов, удостоверяющих личность, а также пресечение административного правонарушения; – моделируют доставление в помещение территориального органа внутренних дел, выполняя применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления, административного задержания и изъятия вещей и документов, помещая правонарушителя, отказавшегося выполнить требования сотрудников полиции, в комнату для административно-задержанных (в процессе озвучивают перечень необходимых к составлению процессуальных документов); – производят опрос правонарушителя в кабинете участкового уполномоченного полиции / инспектора ИАЗ. Во время данной работы особый интерес представляет техника управления мыслительной активностью остальной части учебной группы, которая является наблюдателем процесса ситуационной модели. Преподавателю важно расставлять акценты на главных аспектах в действии участников ролевой игры. Эффективность использования административно-правового кластера в комплексе с ситуационным моделированием заключается в возможности освоения материала в условиях, приближенных к реальности. Обучение выстраивается на опыте практической правоприменительной деятельности органов внутренних дел, в том числе Свердловской области. Административно-правовой кластер обладает высоким ресурсно-педагогическим потенциалом, максимально приближая обучающихся к выполнению задач, возникающих в практической деятельности сотрудников полиции, в связи с этим профессорско-преподавательский состав кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел активно его использует в образовательном процессе для реализации образовательных программ высшего образования. И в заключении основных учебных вопросов выжным для преподавателя представляется следующее: как, учитывая полученный результат на занятии, использовать его в качестве полученных сведений для их совершенствования? Для разрешения этой задачи преподаватель выводит на экран smart-телевизора первую часть фабулы разыгранной ситуационной модели и дает задание обучающимся собрать макет дела об административном правонарушении по ст. 20.33 КоАП РФ с предполагаемым направлением его в суд (далее – макет дела об АП), предварительно разделив обучающихся, в том числе статистов, на две подгруппы. Работая в подгруппах, обучающиеся осуществляют предварительную квалификацию публичного действия гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяют порядок рассмотрения правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (устанавливают и юридически закрепляют точное соответствие между признаками совершенного деяния и признаками состава административного правонарушения, предусмотренными нормами законодательства об административных правонарушениях). Обучающиеся на основе знаний, полученных во время занятия, вспоминают характеристику значимых признаков состава административного правонарушения, необходимых для правильной квалификации, составляют свой алгоритм действий сотрудников полиции, определяясь с кругом участников (оперативный дежурный, сотрудники ППСП, понятые, свидетель, инспектор ИАЗ и др.), учитывая вариативность развития событий в рамках представленной ситуации – в зависимости от поведения правонарушителя, владения им языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, возраста и дееспособности лица. Это необходимо для быстрого и качественного составления и подготовки макета дела об АП. Другими словами, обучающиеся включаются в смоделированную ситуацию посредством реализации метода игрового проектирования. После того как дело об административном правонарушении сформировано, группы обмениваются материалом, имитируя его отправку на рассмотрение в уполномоченный орган. Каждая подгруппа, имея на столе макет оригинального дела об административном правонарушении по данному правонарушению, в том числе вторую часть фабулы ситуационной модели, необходимые нормативные правовые акты, образцы рапортов о выявлении правонарушений по ст. 20.33 КоАП РФ, полученные от сотрудников полиции г. Екатеринбурга в качестве опыта, изучает представленный своими соперниками материал, готовит на него свою краткую аннотацию с предложениями и замечаниями, которые озвучивают по очереди. После проведенного анализа по каждому макету преподаватель предлагает обучающимся сформулировать окончательную юридическую оценку и квалификацию противоправных деяний правонарушителя. На протяжении всего занятия, анализируя вовлеченность каждого участника, выполняющего соответствующую роль в смоделированной ситуации, в том числе включенность в выполнение разных ролей, оценивая ответы и доклады, преподаватель вручает обучающимся фишки, которые учитываются при выставлении оценки. Помимо этого педагог комментирует относительно правильности и правомерности применения мер государственно-властного принуждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и акцентирует внимание на ошибках, допущенных обучающимися при выполнении алгоритмов действий. При необходимости обучающиеся повторно выполняют алгоритм действий сотрудника полиции по применению мер государственно-властного принуждения с учетом выявленных недостатков и замечаний преподавателя. В результате занятий у обучающегося формируются устойчивые знания правового и организационного характера методики применения мер государственно-властного принуждения. В поэтапном обучении эффект достигается за счет параллельного освоения элементов. Обязательной составляющей данной методики является необходимость проведения занятий в специально оборудованном помещении. Так, для проведения учебного занятия необходимы специализированное помещение для лиц, задержанных в административном порядке; рабочее место инспектора по исполнению административного наказания отдела внутренних дел полиции; технические средства (smart-телевизор) для реализации объяснительно-иллюстративного метода, а также свободное пространство для применения методов игрового проектирования и ситуационного моделирования. Проведение занятий в помещении административно-правового кластера в рамках ситуаций, максимально приближенных к реальному применению мер государственно-властного принуждения сотрудниками полиции, позволяет реализовать практико-ориентированный подход в обучении и повысить эффективность образовательного процесса. При этом важны роль и место преподавателя при подготовке и проведении данных занятий, методические приемы, позволяющие осуществлять организующую, контролирующую и направляющую роль преподавателя на всех этапах занятия, с учетом степени занятости самостоятельной работой обучающимися. Разработка и распространение частных методик способны оказывать положительное влияние на систему подготовки специалистов. При этом творчество преподавателя – одно из составляющих компонентов в реализации образовательных и воспитательных целей обучения, так как при разработке частной методики предполагается, что воспитание и обучение – это взаимосвязанный единый процесс. Таким образом, в научно-исследовательской и методической работе высшей школы разработка частных методик важна и должна иметь место. 

Список литературы

1. Берденникова Н. Г., Меденцев В. И., Панов Н. И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе : учебное пособие. Серия: Новое в высшем профессиональном образовании. СПб. : Д.А.Р.К., 2006 г.

2. Евплова Е. В. Методика преподавания правовых дисциплин : учебно-методическое пособие. Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. 100 с.

3. Стрельникова Н. А. Общие и частные методы в образовательном процессе // Молодой ученый. 2019. № 50 (288). С. 381-383.

4. Филипенко В. И. Основные принципы подготовки частных методик преподаваемых дисциплин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1 (7). С. 122.

Войти или Создать
* Забыли пароль?