В статье рассматривается влияние института общественного мнения на формирование личностных качеств сотрудников органов правопорядка. Изучение общественного мнения является важной составляющей как для оценки отношения самого общества к системе правопорядка, так и отношения сотрудников органов внутренних дел к внутренней составляющей собственной деятельности. Реализация функций общественного мнения в деятельности органов внутренних дел служит основой для создания необходимых условий развития личности сотрудника, формирования его профессиональных и нравственных качеств.
общественное мнение, органы внутренних дел, массовое сознание, социальные институты, развитие личности
Деятельность органов внутренних дел, как и любого другого органа системы государственного управления, испытывает на себе влияние множества внешних (социальных) факторов, среди которых общественному мнению принадлежит весьма важное место. Роль каждого фактора, влияющего на деятельность органов внутренних дел, выражается в специфических методах, формах, содержании и характере воздействия на тот или иной аспект деятельности органов внутренних дел. Специфика одного из этих факторов – общественного мнения – заключается в том, что оно воздействует на все стороны деятельности органов внутренних дел. Конечно, в реализации различных функций органами внутренних дел значение общественного мнения различно, однако в целом его влияние распространяется на всю систему. Есть также все основания полагать, что с повышением правовой культуры граждан и в связи с дальнейшим развитием системы информирования населения о деятельности правоохранительных органов и органов внутренних дел в частности, значение общественного мнения со временем значительно возрастет, шире и глубже будет пронизывать все стороны деятельности правоохранительных институтов, в том числе и института полиции. К числу факторов, обусловливающих важную роль общественного мнения в деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, защите прав и законных интересов граждан, относится и уровень научной разработанности проблемы включения общественного мнения в эту деятельность органов внутренних дел. Эффективность изучения и учета общественного мнения в деятельности органов внутренних дел в значительной мере зависит и от глубины исследования, содержания и закономерностей функционирования самого общественного мнения, а также от отношения к нему сотрудников органов внутренних дел, понимания его возможностей, готовности органов внутренних дел использовать общественное мнение в своей деятельности. Общественное мнение по вопросам противодействия преступности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности является сложным специфическим социально-психологическим образованием, которое имеет своим объектом различные явления и факты социальной действительности, деятельности органов внутренних дел по борьбе с антиобщественными проявлениями, а также их профилактики. Основными факторами, которые определяют содержание общественного мнения по вопросам правоохранительной направленности, являются: общественный интерес к данной проблеме, ее социальная значимость для общества в целом и для каждого индивида в отдельности, актуальность ее решения, а также состояние ее научной разработанности и освещенности в печати. Анализ опубликованных работ показывает, что в них рассматриваются такие вопросы, как важность изучения и учета общественного мнения применительно к деятельности органов внутренних дел. Выявление характера отношений различных социальных групп к нормам законодательства позволяет не только оценить особенности состояния массового сознания этих групп, но и судить о процессах его формирования, напряженности, сходстве и различиях с общественным мнением всего населения, общества в целом. Чем полнее и глубже правовые знания людей, чем выше степень их информированности, тем более компетентным может быть их мнение о правоприменительной деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка. В современных условиях развития правового государства в нашей стране, расширения роли общественности и информирования граждан по важным социально значимым вопросам продолжает расти потребность в использовании общественного мнения для решения задач, стоящих перед органами внутренних дел. То, что данный фактор действует и в системе других органов и социальных институтов, вовлеченных в работу по охране общественного порядка, противодействия преступности, профилактике и предупреждению правонарушений, еще больше повышает значение использования общественного мнения органами внутренних дел в своей деятельности. Оперативный обмен информацией между населением и органами внутренних дел становится их взаимной потребностью. Важным стимулом использования общественного мнения в деятельности органов внутренних дел становятся нравственные ценности, необходимые для поднятия престижа этих органов в глазах народа. Именно поэтому все более устойчивой становится тенденция усиления роли общественного мнения в работе органов внутренних дел. Исследуя роль общественного мнения в деятельности органов внутренних дел, необходимо исходить не только из мнения населения. Следует анализировать мнение сотрудников органов внутренних дел о деятельности последних. И, соотнеся мнение сотрудников с мнением населения, выработать обобщенные новые концептуальные взгляды на совершенствование деятельности органов внутренних дел. Важность этого положения связана с тем, что часто различным социальным системам навязывают извне цель и направление их работы, а также мнение об эффективности последней. При этом игнорируется или же, в лучшем случае, не учитывается то, как сама система относится к этим предложениям, какова самооценка системы о своей работе. В формировании умонастроений сотрудников органов внутренних дел заметную роль играют внушение, подражание, конформизм, групповое давление, механизмы, формирующие групповой интерес. Преобразования органов внутренних дел, происходящие в последние годы, затронули в первую очередь состояние массового сознания сотрудников, которое в целом может быть обозначено как обновление морально-психологической атмосферы. В массовом сознании сотрудников проявились противоречивые позиции динамизма и консерватизма. Первая позиция выражается в том, что сотрудники органов внутренних дел понимают всю важность повышения качества и эффективности своей правоохранительной деятельности; стремятся улучшить уровень своего профессионального мастерства; ориентируются на развитие правовой культуры и соблюдение служебной дисциплины и законности, следование нормам профессиональной этики и требований служебного поведения, соответствующих настоящему моменту; выработывают творческое мышление, новые представления и взгляды на свою работу. Именно поэтому их массовое сознание проявляет больше динамизма, выражает одобрение и поддержку переменам в деятельности органов внутренних дел. Вторая позиция выражается в том, что среди сотрудников органов внутренних дел еще имеют место быть устаревшие установки, стереотипы мышления и поведения, связанные с непониманием и неглубоким осознанием сути правоохранительной деятельности. Сказанное обусловлено и профессиональной деформацией, социальными условиями быта и жизни сотрудников правоохранительных органов. В определенной степени обозначенная позиция может быть обусловлена и проблемами в области кадровой работы, управления. Общественное мнение в государственном управлении можно рассматривать в отраслевом аспекте, что соответствует отраслевому принципу управления. Мнение общественности о деятельности органов внутренних дел можно определить и «как совокупность имеющихся в обществе оценок, взглядов, суждений по социально значимым для населения проблемам, и как оценку результативности деятельности органов внутренних дел в целом» [1, с. 100]. Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел можно рассматривать как отношение населения к проблемам укрепления правопорядка и законности, затрагивающим общие интересы и требующим практического решения. Говоря об общественном мнении в сфере деятельности органов внутренних дел, следует выделить два его вида (как и в любой отрасли управления): общественное мнение самих сотрудников органов внутренних дел и общественное мнение граждан, интересы и потребности которых призваны защищать и удовлетворять органы внутренних дел. Важно знать общественное мнение о деятельности органов внутренних дел как сотрудников этих органов, так и населения, налогоплательщиков. Общественное мнение представляет особую ценность для Министерства внутренних дел Российской Федерации в том плане, что оно содержит информацию как о прошлом, настоящем, так и о будущем состоянии управления. Об этом свидетельствует, например, анализ некоторых данных (результатов) исследования общественного мнения, проведенного Фондом «Общественное мнение». Так, согласно результатам исследования молодые люди считают, что 49 % населения положительно оценивают деятельность органа правопорядка; 32 % придерживаются противоположной оценки деятельности полиции [2, с. 43]. Согласно результатам данного исследования улучшение деятельности полиции отметили 32 % респондентов, 21 % опрошенных считает, что качество деятельности полиции стало ниже. При этом 21 % респондентов, оценивая деятельность полиции, считает, что в деятельности полиции каких-либо изменений не имеется. Но исследования позволяют не только получить данные о мнении населения о деятельности правоохранительного органа в целом, но и о его сотрудниках. Эта оценка была дана в ответе на вопрос о качествах сотрудников правоохранительного органа. Более чем 45 % опрошенных считают, что сотрудникам полиции присущи такие профессионально-нравственные качества, как профессионализм, честность, порядочность и компетентность; 29 % респондентов придерживаются противоположного мнения о личностных качествах сотрудников полиции [2, с. 44–45]. Кроме того, изучение результатов данного и других исследований позволяет выяснить, по каким причинам возникла неудовлетворенность работой органов внутренних дел и отдельных сотрудников; определить мнение населения о характере важнейших качеств, которыми должны обладать сотрудники полиции (гуманность, исполнительность, добросовестность, мужество, культура и грамотность, бдительность и осторожность). Здесь мы уже имеем дело с информацией о будущем. Общественное мнение сотрудников по вопросу о качествах сотрудника полиции выглядит следующим образом. Согласно результатам исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в сознании населения России образ полицейского скорее положительный. По данным исследования видно, что, выделяя присущие сотруднику правоохранительных органов качества из числа представленных на их усмотрение, граждане видят представителя органа правопорядка как: 1) опрятного (80 п. индекса оценки характера представителей полиции); 2) храброго (68 п.); 3) дружелюбного (67 п.); 4) вежливого (67 п.); 5) сильного и крепкого (67 п.); 6) грамотного и работящего (66 п.) человека [3]. В проведенном исследовании к числу подразделений, у которых имеются высокие показатели доверия, опрошенные респонденты чаще указывают такие подразделения, как полиция на транспорте (48 п. индекса доверия), сотрудники дежурной части (44 п.), инспекторы по делам несовершеннолетних (40 п.), участковые уполномоченные полиции (39 п.) и сотрудники уголовного розыска (34 п.). Сотрудники полиции сами являются носителями общественного мнения, анализ и учет которого крайне важен для совершенствования деятельности органов внутренних дел и управления ими. По данным социологических исследований, видно, что, решая проблему ценностных ориентаций из числа представленных на их усмотрение качеств, сотрудники органов внутренних дел выделяют такие качества, как профессионализм и компетентность (от 62,5 % до 77,5 %); высокую культуру общения и поведения (от 33,3 % до 62,2 %); хорошую боевую и физическую подготовку (от 33,3 % до 53,0 %); честность (от 33,3 % до 51,0 %); наличие чувства долга, ответственности (от 25,6 % до 51,0 %); неукоснительное соблюдение законности (от 35,5 % до 40,8 %); опрятный внешний вид (от 16,5 % до 42,8 %) [4, с. 77]. Особое значение при этом приобретает сопоставление мнения данной профессиональной группы с мнением населения обслуживаемой территории. Наиболее распространенными недостатками в работе полиции, влияющими на формирование мнения населения, являются формализм и равнодушие по отношению к гражданам, нарушение дисциплины и законности личным составом, проявление со стороны сотрудников коррупционных действий. Наиболее эффективными мерами для улучшения деятельности полиции граждане считают, во-первых, борьбу с коррупцией, во-вторых, повышение квалификации и профессиональной подготовки сотрудников полиции. Одним из возможных «перекрестных» источников информации является мнение работников соответствующих органов внутренних дел, полученное при их опросе по позициям опроса населения обслуживающего региона. Результаты проведенного опроса профессиональных групп, служб и подразделений полиции показывают, что наиболее важным для улучшения работы полиции представляется решение проблем, касающихся улучшения материально-технического обеспечения, а также совершенствования правового регулирования деятельности полиции, повышения социальной и правовой защищенности сотрудников правоохранительного органа. Итак, в литературе общепризнанным является положение о том, что, соотнеся мнение сотрудников с мнением населения, необходимо выработать обобщенные, новые концептуальные взгляды на совершенствование деятельности органов внутренних дел. Действительно, качественное преобразование макро- и микро- социального бытия личного состава органов внутренних дел будет способствовать дальнейшему их профессиональному и культурному росту. В свою очередь, развитие личности сотрудника является не только целью, но и необходимым условием повышения эффективности работы органов внутренних дел. Но общественное мнение может выступить и в роли одного из условий формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел благодаря другим своим функциям. Ведь все функции общественного мнения в большинстве случаев взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя каждая функция имеет свои специфические особенности, формы правления, способы выражения и практической реализации. Например, когда оценке подвергаются отдельные факты и события, ставшие объектом общественного мнения, то в таком случае оценочная функция прямо или косвенно связана с регулирующей и остальными функциями. Многие исследователи общественного мнения видят силу общественного мнения в ее воздействии на поведение личности. Эта идея была высказана А. К. Уледовым еще в начале 60-х годов ХХ в. Он видит силу общественного мнения как воспитательного средства в нравственной атмосфере, настроении целых коллективов, в одновременном воздействии и на сознание, и на волю, и на чувства человека. С его мыслью о воздействии общественного мнения на личность согласны и другие авторы работ по исследованию этого социального явления (в частности Д. Ганчев). Можно утверждать, что общественное мнение выступает в качестве одного из факторов формирования личности. Однако необходимо учитывать специфические особенности общественного мнения как духовного образования, которые ограничивают ее воздействие на поведение личности. Ведь посредством нее осуществляется нравственный контроль и поддержание моральных стимулов, что способствует, конечно, формированию индивидуальных черт характера личности, но не больше, поскольку сила других социальных факторов, в число которых входит профессиональная роль, значительно отражается в ее поведении. К сожалению, имеется мало серьезных научных работ, разрабатывающих различные стороны силы и значимости общественного мнения. Таким образом, опираясь на результаты изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, можно выделить три основных направления в развитии личности сотрудника органов внутренних дел: 1. Качественное преобразование макрои микросоциального бытия личного состава органов внутренних дел. 2. Развитие профессионально нравственного уровня сотрудников полиции. 3. Воспитание личности сотрудника с высокими нравственными принципами: гуманизмом, законностью, справедливостью, объективностью, патриотизмом. При этом большую роль в подготовке высококвалифицированных и морально устойчивых кадров призваны выполнить образовательные организации системы МВД России.
1. Янбухтин Р. М. Полиция в системе социального регулирования : монография. Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2017.
2. Кисилева А. С., Никишина А.О., Семешкина А. С. Работа полиции и отношение к полицейским // Молодой ученый. 2022. № 29 (424).
3. Янбухтин Р. М. Социологическое обеспечение управления органов внутренних дел : монография. Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2016.
4. Стражи порядка: мониторинг отношения общества к российской полиции. URL: //https://wciom.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).