ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В представленной статье дополнительное образование детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью исследуется как средство их социализации и адаптации в обществе. Важность социализирующего воздействия дополнительного образования на детей, в особенности на детей с особыми потребностями, подчеркнута в анализе результатов социологического исследования, проведенного в 2025 г. в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. Его участниками стали родители школьников с ОВЗ и с инвалидностью. Наиболее высокая потребность в дополнительном образовании, по данным опроса, наблюдается в основном среди обучающихся уфимских школ. При этом причинами, по которым родители были вынуждены отказаться от дополнительного образования, указаны: отсутствие в общеобразовательных школах дополнительных занятий, территориальная недоступность учреждений дополнительного образования, опасения родителей из-за возможной учебной перегруженности ребенка. Тем не менее наиболее востребованными дополнительными занятиями для «особенных» детей стали уроки по основным общеобразовательным предметам, а также коррекционные уроки.

Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, дополнительное образование детей, родители, Республика Башкортостан, социализация, адаптация
Список литературы

1. Мигунова Ю. В. Нормативные правовые основы организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Республике Башкортостан // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2024. № 2 (18). С. 90–98.

2. Кантемирова И. Б., Петров В. Н. Самореализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования: социальные практики // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16, № 4 (123). С. 76–84.

3. Кулагина Е. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 49–62. https://doi.org/10.31857/SO 13216250004278-8.

4. Тарасова М. И. К вопросу о гарантии и обеспечении прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 56–60.

5. Куклина О. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья // Слагаемые педагогической практики : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. М. П. Нечаев. Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2017. С. 124–128.

6. Одинокова Н. А. Внеучебная деятельность как доступная развивающая среда успешной социализации учащихся начальных классов с комплексными нарушениями // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2018. С. 261–264.

7. Бирюкова Е. В., Иванов Е. С., Чёрная В. В., Карпачева Г. В., Цуканова Т. Г. Современные модели образования детей с ОВЗ и инвалидностью // Человеческий капитал. 2021. № 11 (155). С. 145–157.

8. Курбангалиева Р. Р. Роль дополнительного образования в социализации детей с ОВЗ // Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности через приобщение к традиционной родной культуре (XIХ Акмуллинские чтения) : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 29 дек. 2024 г. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2024. Т. 1. С. 172–173.

9. Зарипова Г. Р. Качество жизни населения Республики Башкортостан: методики оценки // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2024. № 2 (6). С. 97–104.

10. Шабунова А. А. Риски и возможности развития человеческого потенциала молодого поколения в контексте цифровизации экономики и общества // Условия и способы повышения активности молодежи как субъекта инноваций и устойчивого развития регионов : сб. докладов / статей участников XV Всерос. науч.-практ. конф. в рамках инициативной программы «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов». Санкт-Петербург, 9–11 окт. 2019 г. / сост. Н. И. Лапин, Р. Х. Салахутдинова ; отв. ред. А. В. Немировская. СПб. : Реноме, 2019. С. 91–105.

11. Миронова Т. В. Проблемы семьи в образовании и воспитании детей с ОВЗ, их социализации // Технологии образования. 2019. № 2 (4). С. 366–368.

12. Анисимова К. С., Михайлова В. В. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 3. С. 46–48.

13. Кудрявцева Т. К., Кудрявцев В. А. Инклюзивный потенциал программ дополнительного образования в социализации детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 194–197.

14. Баландина Г. А., Грачев А. Н. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования : моногр. Пермь : ПГИК, 2019. 140 с.

15. Гарипова З. Ф. Особенности реализации региональных проектов в сфере образования Республики Башкортостан // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 9-1 (67). С. 102–106.

Войти или Создать
* Забыли пароль?