Институт стратегических исследований ГБНУ "Академия наук Республики Башкортостан" (Научный центр изучения социального развития региона, старший научный сотрудник)
г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
УДК 316.614.5 Институты социализации. Средства социализации
УДК 376 Воспитание, образование и обучение особых групп лиц
В представленной статье дополнительное образование детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью исследуется как средство их социализации и адаптации в обществе. Важность социализирующего воздействия дополнительного образования на детей, в особенности на детей с особыми потребностями, подчеркнута в анализе результатов социологического исследования, проведенного в 2025 г. в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. Его участниками стали родители школьников с ОВЗ и с инвалидностью. Наиболее высокая потребность в дополнительном образовании, по данным опроса, наблюдается в основном среди обучающихся уфимских школ. При этом причинами, по которым родители были вынуждены отказаться от дополнительного образования, указаны: отсутствие в общеобразовательных школах дополнительных занятий, территориальная недоступность учреждений дополнительного образования, опасения родителей из-за возможной учебной перегруженности ребенка. Тем не менее наиболее востребованными дополнительными занятиями для «особенных» детей стали уроки по основным общеобразовательным предметам, а также коррекционные уроки.
дети с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, дополнительное образование детей, родители, Республика Башкортостан, социализация, адаптация
1. Мигунова Ю. В. Нормативные правовые основы организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Республике Башкортостан // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2024. № 2 (18). С. 90–98.
2. Кантемирова И. Б., Петров В. Н. Самореализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования: социальные практики // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16, № 4 (123). С. 76–84.
3. Кулагина Е. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 49–62. https://doi.org/10.31857/SO 13216250004278-8.
4. Тарасова М. И. К вопросу о гарантии и обеспечении прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 56–60.
5. Куклина О. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья // Слагаемые педагогической практики : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. М. П. Нечаев. Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2017. С. 124–128.
6. Одинокова Н. А. Внеучебная деятельность как доступная развивающая среда успешной социализации учащихся начальных классов с комплексными нарушениями // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2018. С. 261–264.
7. Бирюкова Е. В., Иванов Е. С., Чёрная В. В., Карпачева Г. В., Цуканова Т. Г. Современные модели образования детей с ОВЗ и инвалидностью // Человеческий капитал. 2021. № 11 (155). С. 145–157.
8. Курбангалиева Р. Р. Роль дополнительного образования в социализации детей с ОВЗ // Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности через приобщение к традиционной родной культуре (XIХ Акмуллинские чтения) : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 29 дек. 2024 г. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2024. Т. 1. С. 172–173.
9. Зарипова Г. Р. Качество жизни населения Республики Башкортостан: методики оценки // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2024. № 2 (6). С. 97–104.
10. Шабунова А. А. Риски и возможности развития человеческого потенциала молодого поколения в контексте цифровизации экономики и общества // Условия и способы повышения активности молодежи как субъекта инноваций и устойчивого развития регионов : сб. докладов / статей участников XV Всерос. науч.-практ. конф. в рамках инициативной программы «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов». Санкт-Петербург, 9–11 окт. 2019 г. / сост. Н. И. Лапин, Р. Х. Салахутдинова ; отв. ред. А. В. Немировская. СПб. : Реноме, 2019. С. 91–105.
11. Миронова Т. В. Проблемы семьи в образовании и воспитании детей с ОВЗ, их социализации // Технологии образования. 2019. № 2 (4). С. 366–368.
12. Анисимова К. С., Михайлова В. В. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 3. С. 46–48.
13. Кудрявцева Т. К., Кудрявцев В. А. Инклюзивный потенциал программ дополнительного образования в социализации детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 194–197.
14. Баландина Г. А., Грачев А. Н. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования : моногр. Пермь : ПГИК, 2019. 140 с.
15. Гарипова З. Ф. Особенности реализации региональных проектов в сфере образования Республики Башкортостан // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 9-1 (67). С. 102–106.



