Socio-cultural development of the personality in the conditions of informatization of the educational environment
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issues of socio-cultural development of the personality of the future specialist in the conditions of informatization of the educational environment of the university. The types of socio-cultural activities that contribute to the development of information competence are identifed. The analysis of the relationship between the concepts of «competence» and «competence» is carried out. The necessity of training specialists on the basis of modern interactive techniques and teaching methods using information and communication technologies is indicated. The method of projects as one of the forms of organization of socio-cultural activities is revealed.

Keywords:
socio-cultural development of personality, socio-cultural activity, information competence, competence, project activity
Text
Text (PDF): Read Download

В современной социокультурной ситуации кардинально изменились требования к подготовке будущего специалиста. На сегодняшний день существует необходимость в выпускниках, способных к фильтрации информации, противоречащей морально-нравственным устоям общества, готовых оперативно воспринимать и перерабатывать новую информацию, быстро действовать и принимать обоснованные решения в различных областях жизнедеятельности. В этой связи возрастает значимость образовательной среды, в которой деятельность педагога будет направлена на социокультурное развитие личности. «Человек нового социокультурного типа» [1] должен обладать такими личностными и социальными качествами, как «психологическая устойчивость к стрессовым факторам и мобильность, идеологическая и нравственная устойчивость к изменениям социокультурной среды» [1]. В контексте информатизации названные качества личности дополняются компетенциями в информационной сфере. Считаем необходимым обратить внимание на вопросы развития информационной компетентности личности в социокультурной среде вуза, поскольку формирование профессиональной компетентности в условиях информатизации образовательной среды не представляется возможным без универсальных, общекультурных и информационных компетенций. Информационные компетенции имеют общекультурное значение и являются необходимыми для будущего специалиста в развитии способности использовать цифровые инфокоммуникационные технологии для решения широкого круга профессиональных задач. Рассмотрим некоторые точки зрения на соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». Компетенция определяется как «нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимой для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере» [2, с. 86]; «объективная данность, заранее отбираемая, структурированная и дидактически организуемая» [3, с. 23]. Компетентность понимается как «формируемое, этносоциокультурно обусловленное, актуализируемое в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленное интегративное личностное качество человека, которое, развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом» [3, с. 25]. Таким образом, компетенция есть «внешне заданная норма» [5], а компетентность – состоявшееся «личностное качество, характеризующее владение этой нормой» [2, с. 86]. Обобщая вышесказанное, отметим, что компетенция и компетентность – «связанные, но феноменологически разные данности» [3, с. 18]. Компетентность как интегративное личностное качество проявляется в социальной и профессиональной деятельности. Информационные компетенции – это «навыки поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения, передачи, защиты» [2, с. 87]. Следует добавить, что навык работы с информацией представляет собой универсальный навык, который определяет продуктивность профессиональной деятельности специалиста. В частности, среди универсальных компетенций в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) отмечено наличие системного и критического мышления, необходимое в развитии способности выпускника осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Социокультурное развитие личности происходит в образовательной среде, где системообразующим звеном выступает социально-культурная деятельность, под которой следует понимать «управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [4, с. 39]. На основе анализа федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: – поиск, критический анализ и синтез информации; – разработка и реализация проектов; – социальное взаимодействие, работа в команде; – межкультурное взаимодействие; – самоорганизация и саморазвитие. В условиях информатизации эти виды деятельности обеспечивают возможность успешного развития информационной компетентности. В этой связи возникает необходимость использовать интерактивные и коммуникативные возможности образовательной среды вуза в единстве с цифровыми технологиями. Иначе говоря, актуальны вопросы подготовки специалистов на основе современных интерактивных приемов и методов обучения с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Однако следует учитывать, что чрезмерная информатизация может негативно повлиять на эффективность познавательной деятельности обучающихся, свести к минимуму коммуникативные, интерактивные и творческие приемы обучения. В педагогической практике нашли применение такие активные методы и формы организации социально-культурной деятельности, как дискуссии, анализ ситуаций (кейс-метод), метод проектов и др. Особый интерес для обучающихся представляют проектно-исследовательские методы работы с применением информационных, цифровых технологий, телекоммуникаций и медиаресурсов. В реализуемой проектно-исследовательской деятельности можно выделить следующие ключевые положения и особенности: – достижение поставленных целей в установленные сроки; – наличие общей цели, отвечающей интересам обучающихся; – интерактивность и социальное взаимодействие; – самостоятельная деятельность; – взаимопонимание и совместное решение общих задач. На наш взгляд, проектная деятельность выступает эффективным педагогическим средством обучения и может быть построена на содержательном материале отдельных дисциплин, таких как «Основы кибербезопасности», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» и др. Поскольку социокультурный подход предполагает взаимодействие личности и общества, то в проектно-исследовательской деятельности приобретают значимость интерактивные методы работы с обучающимися, создающие возможность осуществлять социальное и межкультурное взаимодействие, деловую коммуникацию в устной и письменной формах. Общеизвестно, что работа над проектом направлена на реальный результат, который можно применить в практической деятельности. Например, по дисциплине «Основы кибербезопасности» обучающимся можно предложить подготовить видеоролик о киберпреступлениях, оформить информационный буклет о мерах, направленных на профилактику преступлений в сфере компьютерной информации, представить на мультимедийных слайдах фрагменты интервью со специалистами в области обеспечения информационной безопасности и др. Необходимо стремиться к тому, чтобы проекты носили междисциплинарный характер и решали актуальные на сегодняшний день социально значимые задачи, требующие привлечения знаний из разных областей (информатика, цифровая криминалистика, психология и др.). Таким образом, исследовательские, творческие, информационные проекты способствуют овладению общекультурными, универсальными компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности; развивают творческие способности (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.), системное и критическое мышление; формируют у обучающихся цифровые компетенции (навыки работы с компьютерной техникой, программным обеспечением); способствуют социокультурному развитию личности (развивают способность осуществлять межкультурное взаимодействие, работать в команде, устанавливать межкультурный диалог, проектировать и применять цифровые технологии в соответствии с целями проектной деятельности и т. д.). В заключение отметим, что в современных социокультурных условиях происходит дифференциация форм воспитания и обучения, осуществляется пересмотр основных содержательных позиций образовательного процесса, формируется новая парадигма информационной педагогики, которая учитывает влияние компьютерных информационных технологий на социокультурное развитие личности. Также следует указать, что современное информационное общество ориентируется на специалиста, обладающего не только профессиональной компетентностью, но и способностью эффективно анализировать возрастающие потоки информации, управлять ими и продуцировать новую информацию на основе современных информационных технологий.

References

1. Babochkin P. I. The formation of viable youth in a dynamically changing society : monograph. M., 2000. 131 p. (In Russ.)

2. Khutorskoy A. V. Methodological foundations of the application of competence-based approach to the design of education // Higher education in Russia. 2017. No. 12. P. 85-91. (In Russ.)

3. Zimnaya I. A. Competence and competency in the context of a competence-based approach in education // Scientifc notes of the National Society of Applied Linguistics. 2013. No. 4 (4). P. 16-31. (In Russ.)

4. Tuev V. V. Socio-cultural activity as a concept (inclusion in the discussion) // Scientifc notes. M. : MGUKI, 2001. Issue. 23. P. 25-39. (In Russ.)

Login or Create
* Forgot password?