Society, economy and law: problems of interaction in modern conditions
Abstract and keywords
Abstract (English):
At present, modern society has achieved high technological progress. Technological progress is only the result of the activities of people who directly carry out purposeful activities in meeting the necessary needs. This article examines the issue of how people's needs afect the development of the economy of the Russian Federation and its legal regulation. And also, the importance of theoretical research in modern Russian legal science is conditioned by the need to develop fundamentally new approaches to legal phenomena and processes in the radically changed socio-economic and political conditions of the Russian state, whose legal system is developing in the conditions of a modern mixed economy.

Keywords:
man, society, innovative development, law, sanction, import substitution, economy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Взаимодействие экономики и права всегда вызывает интерес в науке и на практике, поскольку затрагивает потребности и интересы общества в целом, отдельных социальных групп и индивидов. В настоящее время экономическая система не только обеспечивает экономические интересы общества, но и оказывает влияние на развитие правовой системы. Ярким примером является реализация конституционных принципов, основных прав и свобод человека и гражданина. Можно проследить тенденцию взаимодействия общества, экономики и права. В конце XX века интерес к проблемам взаимодействия общества, экономики и права в Российской Федерации был обусловлен либерализацией российской экономики, построением рыночных отношений, расширением прав и свобод участников хозяйственной деятельности. Начиная с XXI века, под влиянием процесса глобализации на мировой арене главную роль стала играть экономическая сфера жизни общества. Это привело к усилению экономического влияния крупных международных корпораций и государств не только на экономические процессы, происходящие в мире, но и на правовые. Развитие отечественной экономики в условиях глобализации, экономических санкций и необходимости повышения ее конкурентоспособности ставит перед обществом и государством задачи приведения экономической системы в соответствие с требованиями времени и обеспечения эффективного и инновационного развития экономики. Одним из главных инструментов для достижения данных результатов является законодательство, отвечающее актуальным потребностям общественного развития и способное эффективно регулировать отношения в сфере экономики. В данный временной период организация общества является очень сложной структурой, которая нуждается в регулировании, регламентации практически всех его действий с помощью механизмов социального контроля. Важным здесь является то, что у человечества есть огромный потенциал, который он воплощает благодаря своим безграничным потребностям. Они являются катализатором для роста и развития во всех сферах жизнедеятельности. Данная точка зрения выражается в теории экономической науки в произведении Карла Маркса: «...сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» [1], впоследствии она была названа В. И. Лениным «законом возвышающихся потребностей» [2]. Действительно, по мере развития общества и его потребностей совершенствуются производительные силы, а также его культура. На данном этапе возникает вопрос о регулировании появившихся новшеств при помощи права. Такая проблема возникла в конце XX века при перестройке, когда был положен переход планового ведения хозяйства к рыночной экономике. Была принята доктрина «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» в 1990 году, и в это время появляются такие понятия, как «аренда», «акционерное общество» и т. д. В 1991 году была упразднена ст. 154 УК РСФСР «Спекуляция», то есть определяемая как скупка и перепродажа с целью наживы. Позже, в 1992 году, был введен в действие указ «О свободе торговли», благодаря которому все граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельной и осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от владения имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, можно проследить цепочку – как потребности людей влияют на экономику, а впоследствии и на правовое регулирование. Потребности, то есть нужда человека в предметах, составляющих условия его существования, будут преследовать нас всегда, и это существенная проблема, поскольку они, действительно, безграничные. Необходимо отметить, что если человек может воздержаться от предметов потребления (стол, стул и т. д.), то от продуктов продовольствия (еда, вода и т. д.) – нет. Поэтому решение вопроса продовольственной безопасности находится в приоритете [3; 4; 5]. В России, по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2022 года было 145 478 097 постоянных жителей и 11 % (около 16,1 млн россиян) из них находились за чертой бедности, то есть их доход составлял менее 11 908 рублей. Причем уровень безработицы в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года составлял 4,3 %. Следует отметить, что эффективность экономики выражается в успешности достижения поставленных задач по производству, распределению и потреблению товаров и услуг [6]. И здесь государство дает опору малоимущим гражданам путем предоставления социального пособия по бедности, которое имеет право получить любой гражданин, имея доход ниже прожиточного минимума. Конечно, бедность – это сложный вопрос, который решить достаточно тяжело, а порой и невозможно, но государство обязано сконцентрировать все ресурсы, чтобы закрыть этот пробел, ведь Конституцией Российской Федерации в ст. 7 провозглашается, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Таким образом закрепляются социально-экономические аспекты жизнедеятельности населения. Российская Федерация обладает огромным количеством природных ресурсов, которые с успехом вывозятся из страны, что служит причиной стагнации экономики и усилению энергосырьевой структуры экономики и экспорта. В условиях глобализации, экономических санкций западных стран и необходимости повышения ее конкурентоспособности с помощью законодательства государство должно привести экономическую систему в соответствие с требованиями времени и обеспечения эффективного и инновационного развития экономики. Так, из-за санкций Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало цифровой сервис «Биржа импортозамещения», предназначенный для взаимодействия между компаниями и заказчиками в России. На нем будут представлены санкционные товары – продукция иностранных поставщиков, ушедших с российского рынка, а также импортозамещающая продукция – товары производства России, которые замещают импортную продукцию и являются ее аналогом [7; 8, с. 552; 9, с. 284]. Из вышесказанного следует сделать вывод, что потребности человека позволяют ему расти, приспосабливаться к условиям, используя различные инструменты, такие как экономика и право. Нет смысла говорить о том, что из них первично, поскольку только взаимодействуя, они могут дать хороший результат. Самое главное, чтобы государство своевременно реагировало на сложившуюся ситуацию, принимало решения, способствующие устранению проблемы, делало достаточно для того, чтобы экономика не стояла на месте, регулируя этот вопрос с помощью законодательства.

References

1. Marx K. Economic Manuscripts 1857-1859. Op. 2nd ed. T. 3. M. : State. Publishing House Polit. lit., 1955.

2. Lenin V. I. Concerning the so-called question of markets. Full coll. op. 5th ed. T. 1. M. : State. Publishing House Polit. lit., 1967.

3. Nizamov S. S. Criteria and indicators of economic security of the state // Law: retrospective and perspective. 2022. No. 3 (11).

4. Nizamov S. S. The need for state regulation of the grain market and support for agricultural producers // Modern problems of fnancial regulation and accounting in the agro-industrial complex: materials of the II AllRussian (national scientifc and practical conference with international participation (April 12, 2018). Kurgan : Ed. - in the Kurgan State Agricultural Academy, 2018. 727 p.

5. Nizamov S. S. Food security of the Republic of Bashkortostan against the backdrop of sanctions against Russia // Food security: XXI century : a collection of scientifc papers. M. : Fund «Personnel reserve». Issue 1. 2022.

6. Bachurin E. Yu., Nizamov S. S. The concept of unfair competition and its impact on the safety of entrepreneurial activity // Society, law, statehood: retrospective and perspective. 2022. No. 4 (12).

7. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. Production potential and food security of the country // Ostrov Readings. 2021. No. 1. P. 126-130.

8. Gusmanov R. U., Nizomov S. S. Grain as part of import substitution and the efciency of its production in various natural and economic conditions of the Republic of Bashkortostan // Innovative development - from J. Schumpeter to the present day: economics and education: collection of scientifc articles on material of the international scientifc-practical conference. M. : Scientifc Consultant LLC, 2015.

9. Nizamov S. S. Improving state regulation of the grain market in the context of sanctions against Russia // International scientifc journal «Symbol of Science». In 3 parts. Part 2. Ufa : OMEGA SCIENCE LLC. 2016. No. 2.

Login or Create
* Forgot password?