Legal regulation of the activities of the international criminal police organization (Interpol)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the norms of international law governing the activities of Interpol, international treaties with the participation of Interpol, as well as regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the activities of the National Central Bureaus (hereinafter referred to as the NCB) Interpol in Russia. Interpol unites the world’s law enforcement agencies to investigate international crimes in general, and international economic crimes in particular. It allows the police to work directly with their colleagues, even between countries that do not have diplomatic relations. And every day the role of Interpol as a universal international police organization that coordinates states in the fght against economic crime is increasing. The international nature of economic crime requires concerted eforts to combat it, and this determines the relevance of the topic of the article.

Keywords:
Interpol, Statute, international treaties, economic crime, organized crime
Text
Text (PDF): Read Download

Международная экономическая преступность уже многие годы представляет серьезную угрозу для мирового правопорядка. Происходит все больше экономических и финансовых преступлений, связанных с ложным банкротством, сокрытием прибыли, незаконным оборотом драгоценных металлов и камней, изготовлением и оборотом немаркированной продукции, контрабандой [1, с. 192]. Эти и другие экономические преступления подрывают экономику многих стран и сопровождаются большими финансовыми потерями. Далеко не исчерпывающий перечень транснациональных экономических преступлений приведен в Конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.: отмывание денег, кража интеллектуальной собственности, мошенничество со страховкой и др. Считаем необходимым выделить специфичные черты, характерные для международной экономической преступности: специализация на отдельных видах хозяйственной деятельности и соответствующая профессиональная подготовка преступных лиц, и, как следствие, высокий профессионализм, организованность, конспирация, широкие международные связи. Данный вид транснациональной преступности процветает, в том числе и за счет использования пробелов и различий в законодательстве государств. Как верно подметил И. М. Мацкевич, организованные экономические преступные группировки проводят операции на международном финансовом рынке, в частности, благодаря недостаткам системы международного права, основанной на принципе государственного суверенитета [2, с. 72]. Когда преступление выходит за пределы национальной юрисдикции государства, преступные банды усиливают свое действие на международном уровне, а похищенные средства пересекают множество физических и виртуальных границ. В данном случае странам требуется международная поддержка для раскрытия данных экономических преступлений. Такую поддержку оказывают глобальные полицейские сети Интерпола. История Интерпола начинается с 1914 года, именно в этот год на первом Международном конгрессе уголовной полиции родилась идея создания международной полиции. Руководители полицейских служб 24 стран обсудили вопросы сотрудничества в раскрытии преступлений, методах идентификации и экстрадиции. После Первой мировой войны идею создания международной уголовной полиции возродил Йоханнес Шобер, глава Венской полиции. Такой орган был создан в 1923 году и именовался Международной комиссией уголовной полиции, штаб-квартира которого располагалась в Вене. Комиссия первоначально предусматривалась не как самостоятельный орган, а как вспомогательный при Международных конгрессах уголовной полиции. Однако со временем Конгрессы перестали проводиться, в то время как Комиссия продолжала свою работу. На тот момент в ее работе уже участвовали 30 стран. Во время Второй мировой войны Комиссия уголовной полиции перестала существовать как международная организация – нацисты взяли ее под свой контроль. Это произошло в силу того, что Вену, в которой располагалась штаб-квартира Комиссии, оккупировали. В настоящее время Интерпол – это крупнейшая международная полицейская организация. По данным МВД России, в состав Интерпола входят 194 государства. После окончания Второй мировой войны преступность в большинстве стран возросла и мировой правопорядок был под угрозой. Тогда, в 1946 году, был поднят вопрос о возрождении международной полиции с демократическим порядком избрания руководящего органа. Интерпол получил свое нынешнее название, а штаб-квартира переехала в Париж, где и находится по сей день. С Францией было заключено соглашение о штаб-квартире, которое официально подтверждало межправительственный характер Интерпола, его правосубъектность и иммунитет от французской юрисдикции. Данное соглашение и Устав Интерпола являются учредительными документами организации. Правовую основу деятельности Интерпола составляют: 1. Устав Организации от 13 июня 1956 г. 2. Регламент от 13 июня 1956 г. 3. Резолюции Генеральной Ассамблеи Интерпола: – обязательного характера, которые касаются вопросов функционирования организации; – рекомендательного характера, которые касаются отдельных направлений международного сотрудничества. 4. Служебные стандарты Интерпола, например, Служебные стандарты Национальных центральных бюро Интерпола (утверждены на 73 сессии Генеральной Ассамблеи (г. Канкун, Мексика, 2004)). 5. Правила Интерпола, например, Правила организации контроля за информацией и обеспечением доступа к архивам Интерпола, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола AG-2004-RES-08 2005 года. 6. Международные договоры о сотрудничестве с другими субъектами международного права, например, Советом Европы в 1960 г., ООН – в 1997 г., Африканским Союзом – в 2001 г., Международной торговой палатой – в 2001 г., Европолом – в 2001 г., Европейским центральным банком – в 2004 г., Международной морской организацией – в 2006 г. и др. 7. Законодательство и подзаконные акты государств-членов Интерпола, например: – Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 (ред. от 27 октября 2011 г.) «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола»; а»1 ; – Приказ МВД России от 31 марта 2012 г. № 305 (ред. от 14 февраля 2020 г.) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации»; «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации». Другая точка зрения на правовую основу деятельности Интерпола представлена В. А. Колесниковым. Предлагается различать в правовом положении Интерпола три группы юридических норм: «внутреннее право», «внешнее право» и национальное законодательство стран-участниц Интерпола [3, с. 4]. Нормы, составляющие «внутреннее право» Интерпола, закрепляют правовое положение, организационную структуру, регулируют финансовые, имущественные, трудовые и иные вопросы. «Внешнее право» составляют акты, с помощью которых организация обеспечивает свой статус на мировой арене, свои связи с государствами и другими организациями. Выделение третьей группы юридических норм (законодательство государств, которые являются членами Интерпола) обусловлено функционированием НЦБ. Устав Интерпола вступил в силу 13 июня 1956 года. Этим учредительным документом была закреплена компетенция организации, ее цели и задачи, структура, которая со временем реформировалась, а также принципы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью и другие базовые положения. Представляется целесообразным привести постатейную характеристику данного акта. Общие положения представлены первыми четырьмя статьями Устава. Статья 1 закрепляет официальное название и место пребывания. Статья 2 посвящена основным целям Организации: – обеспечивать широкое взаимодействие всех органов уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей декларации прав человека; ухе Всеобщей декларации прав человека1 ; – создавать и развивать институты, которые могут успешно способствовать предупреждению преступности и борьбе с ней. Исходя из целей, можно выделить две сферы действия Организации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя заключается в содействии сотрудничеству полицейских органов стран-участниц, а внутренняя – в создании специализированных подразделений и служб в структуре Интерпола. Статья 3 Устава раскрывает узкую специализацию Интерпола – в ней оговаривается, что он не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного или этнического характера. Интерпол позиционирует себя как политически нейтральная организация, функционирующая в рамках действующего законодательства различных стран. Любая страна, независимо от ее географического положения, имеет право присоединиться к Интерполу и назначить соответствующий правоохранительный орган для осуществления международного сотрудничества через Интерпол. Эта процедура предусмотрена статьей 4 Устава. Статьи 5–37 Устава определяют структуру Интерпола и полномочия его учреждений. Положения настоящих условий дополняются процессуальными нормами статей 2–50 Регламента. Статьи 38–40 Устава и статьи 51–52 Регламента Интерпола регулируют финансовые и бюджетные вопросы. Вышеупомянутый указ дополнен Финансовыми правилами, принятыми Генеральной ассамблеей Интерпола в 1990 году. Статья 41 Устава предоставляет организации возможность устанавливать деловые отношения и сотрудничество с другими международными организациями, которые уже давно используются на практике. Интерпол установил плодотворные отношения с Комиссией ООН по наркотическим средствам, Экономическим и Социальным Советом ООН, Европолом и другими организациями. В основе деятельности Интерпола лежит ряд принципов, которые можно разделить на общие и специальные. К общим принципам относятся: принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства членов организации, принцип уважения государственного суверенитета стран-участниц, принцип обеспечения неотвратимости наказания за совершенное преступление. Вторую группу принципов необходимо раскрыть более детально. Первый специальный принцип, о котором пойдет речь, призван гарантировать нейтралитет Интерпола в политической, расовой, военной и религиозной сферах. Международное сотрудничество, координируемое Интерполом, ограничивается рамками противодействия только общеуголовным преступлениям. Под общеуголовными преступлениями принято понимать виновные общественно-опасные деяния, которые подлежат наказанию в соответствии с обычным уголовным правом большинства стран-участниц. Следующий принцип – принцип функциональности сотрудничества. В рамках этого принципа под уголовной полицией следует понимать не систему правоохранительных органов, а конкретные функции по расследованию преступлений и розыску преступников. Любой национальный орган, уполномоченный осуществлять данные функции, может участвовать в международном сотрудничестве по линии Интерпола. Принцип гибкости и оперативности методов деятельности заключается в том, что Интерпол использует в своей работе легко изменяемые и оперативные методы, учитывая разнообразие социальных и политических структур, а также особенности национального законодательства стран-участниц. Последним (но не по значимости) является принцип осуществления сотрудничества на основе духа взаимности, обязательности выполнения поступающих от партнеров и Генерального секретариата просьб. Все эти принципы лежат в основе плодотворного и эффективного международного сотрудничества, координируемого Интерполом. Кроме целей, указанных в Уставе Интерпола, данная организация придерживается разработанных семи глобальных полицейских целей, которые согласуются с Повесткой дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Это связано с тем, что в 2018 году ООН определила Интерпол как крупнейшую и старейшую в мире международную правоохранительную полицейскую организацию и как уникального партнера по реализации ряда целей в области устойчивого развития. Принятый в 2015 году документ ООН содержит 17 целей в области устойчивого развития, среди которых: содействие построению миролюбивого и открытого общества, обеспечение доступа к правосудию, содействие поступательному и устойчивому экономическому росту и другие. Семь глобальных целей, которые разработаны Интерполом и согласуются с вышеназванными, представлены следующим образом: 1. Противодействие угрозе терроризма. 2. Содействие целостности границ во всем мире. 3. Защита уязвимых сообществ. 4. Безопасность киберпространства для людей и предприятий. 5. Продвижение глобальной целостности. 6. Борьба с незаконными рынками. 7. Поддержка экологической безопасности и устойчивости. Как отмечается на официальном сайте Интерпола, глобальные цели полицейской деятельности определены, чтобы направлять коллективные усилия международного правоохранительного сообщества на создание более безопасного и устойчивого мира для будущих поколений. Международная организация уголовной полиции идет в ногу с новыми тенденциями в области преступности, используя в борьбе с экономическими преступлениями современные решения, такие как разработка приложений, виртуальная образовательная платформа, глобальная телекоммуникационная система I-24/7 и другие. Интерпол не пренебрегает широкой просветительской деятельностью, адресованной как правоохранительным органам странам-участникам, так и частным лицам, организациям. Интерпол принимает участие в проектах по наращиванию потенциала, расширяет партнерство с внешними заинтересованными сторонами, сотрудничает с ООН, Европейским Союзом, Африканским Союзом, Европолом и другими организациями. Все эти меры и инструменты позволяют Интерполу эффективно осуществлять деятельность по борьбе с международной экономической преступностью. 

References

1. Yukhnovich D. N. Transnational economic crime: the concept, its types and features // Actual problems of Russian law. 2015. No. 4. P. 192. (In Russ.)

2. Matskevich I. M. Causes of economic crime: study guide. M., 2017. P. 72. (In Russ.)

3. Kolesnikov V. A. International legal framework for cooperation through Interpol // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Afairs of Russia. 2014. No. 2. P. 4. (In Russ.)

Login or Create
* Forgot password?