The relevance of this article is due to the global processes of informatization of society. The article deals with the issues of interaction between media and education, media culture and media security of a person. The author identifes the need for the formation and development of critical thinking and media competence of the individual in the media environment of society. The essential characteristics of the concepts of «media environment», «media culture», «media competence» are revealed. The author draws attention to media education, the purpose of which is the formation of the media culture of a person.
media environment, media culture, media education, media competence, media security
Общеизвестно, что глобальные процессы информатизации, внедрение цифровых технологий в различные сферы человеческой деятельности оказывают влияние на культуру, общество и человека. Нужно отметить, что в настоящее время возрастает негативное информационное воздействие средств массовой информации и коммуникации (телевидение, печать, интернет-ресурсы) на сознание и мировоззрение человека. В этой связи становится актуальным вопрос формирования и развития критического мышления и медиакультуры. Цифровые медиа могут выступать не только как источник знаний и фактор социально-культурного развития. В современных условиях мы наблюдаем рост потребления информации в социальных сетях и мессенджерах (Telegram, WhatsApp и др.), посредством видеохостингов (YouTube, Rutube) и сервисов для создания и просмотра коротких видео. В этом плане следует отметить исследование Т. В. Михайловой, в котором автор отмечает, «чем моложе сотрудник органов внутренних дел, тем чаще он обращается к Интернету за получением информации, а не к коллегам по службе, друзьям и тем более печатным изданиям» [1, с. 162]. Прежде всего это обусловлено доступностью и оперативностью размещения информации в сети Интернет [1]. Однако зачастую информация, представленная в сети Интернет, воспринимается человеком поверхностно и не подвергается критическому осмыслению. Важно добавить, что многие пользователи сети Интернет не соблюдают простых правил информационной безопасности, что приводит к нарушениям конституционных прав и свобод человека и гражданина. В контексте данной проблемы необходимо рассмотреть вопрос о роли медиакультуры в формировании критического мышления. В контексте данной статьи научный интерес представляет понятие «медиакультура». Медиакультура «включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия» и выступает «показателем социально-культурного развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [2, с. 18]. В современных условиях выпускник вуза должен уметь критически анализировать медиатекст, выявлять его свойства, составные части и характеристики «в контексте личной, социокультурной и авторской позиций» [3, с. 127]. К вышесказанному следует добавить и такие компетенции, как способность действовать в условиях избыточной информации, ориентироваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям медиасреды, самостоятельно приобретать и применять на практике новые знания и технологии, уметь применять современные медиа в творческой деятельности. В этой связи критический анализ медиатекста способствует развитию критического мышления, которое позволит осуществлять эффективный поиск, критическое восприятие и анализ информации, подходить к решению повседневных и профессиональных задач с позиции системно-структурного анализа. Считаем необходимым определить сущностные характеристики рассматриваемых понятий. Медиа выполняют посредническую функцию и представляют собой такие традиционные средства массовой коммуникации, как телевидение, печать, радио. Следует дополнить, что глобальный процесс информатизации расширяет границы медиасреды. Медиасреда общества по своей природе носит характер фрагментарный, дискретный, изменчивый. Медиасреду можно рассматривать как «совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура» [2]. Возникают новые формы взаимодействия на основе современных цифровых медиа (мультимедиа, телекоммуникационные технологии сети Интернет, виртуальная реальность и др.). Нам импонирует позиция Н. Б. Кирилловой, которая считает, что медиакультура представляет собой множество «сред», которые «информируют, развлекают, пропагандируют нравственно-эстетические ценности, оказывают идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей» [2, с. 266–267]. Интересным видится определение культуры как совокупности «знаков (кодов), с помощью которых в человеческом обществе сохраняется, накапливается и передается во времени и пространстве социальная информация» [4, с. 23]. В этом плане важно уточнить, что рассматриваемые категории «информация» и «культура» взаимосвязаны между собой. Можно справедливо отметить, что окружающая нас информация (печатная, визуальная, аудиовизуальная, мультимедийная) из различных источников (интернет, телевидение, радио, печать и т. д.), фрагментарно воздействуя на человека, является своеобразным отражением культуры общества. Безусловно, цифровые медиа, как и традиционные средства массовой коммуникации становятся инструментом создания культурных ценностей. Мы согласны с Л. А. Сергиенко в том, что информация выступает причиной появления культурных ценностей, хранит и распространяет культурные ценности [5, с. 3]. С учетом сказанного можно полагать, что современные медиа трансформируются в самостоятельные культурные ценности. Следует подчеркнуть важность культурологического подхода для науки. В условиях современной медиакультуры приобретает актуальность проблема медиабезопасности [6], возникает необходимость формирования информационной культуры личности. Расширение манипулятивных возможностей медиа обусловлено многими факторами, среди которых отметим возрастающую вовлеченность пользователей сети Интернет в цифровую медиасреду, потребление информации посредством социальных медиа. В результате происходит перенасыщение информацией, возникает психологическая усталость, снижается критическое восприятие, возрастают манипулятивные возможности медиасредств. Принимая во внимание вышеизложенное, важной задачей в условиях медиасреды является информационно-просветительская деятельность по формированию представлений личности об угрозах и опасностях медиасреды. В решении данной проблемы приобретают значимость основные положения протекционистской теории медиаобразования («теория гражданской защиты»), которая уделяет особое внимание проблемам негативного информационно-психологического воздействия массовых коммуникаций на личность и общество. Следует добавить, что в научных трудах предметной областью исследований все чаще становятся такие категории, как «медиакультура» (Н. Б. Кириллова) и «медиаобразование» (А. В. Федоров). Воспитательный потенциал медиасреды связан с образовательной средой, с процессами медиаобразования. Медиаобразование, в свою очередь, направлено на формирование и развитие медиакультуры, информационной грамотности и медиакомпетентности личности. На наш взгляд, медиакомпетентность предполагает психологическую и профессиональную готовность личности к изменениям медиасреды, способность ориентироваться в избыточной информации, анализировать и критически воспринимать полученную из разных источников информацию, создавать собственные информационные сообщения (медиатексты), а также иметь представление о механизмах и последствиях влияния информации на сознание и мировоззрение человека. В связи с этим важно правильно оценивать свой уровень медиакомпетентности, поскольку, как справедливо отмечает М. В. Жижина, ошибочные представления могут повышать уровень доверия к медиатекстам и ставить под угрозу личную медиабезопасность [6]. В заключение следует подчеркнуть, что развитие медиакультуры и критического мышления является необходимым условием обеспечения медиабезопасности личности. Возникает необходимость в создании такого образовательного медиапространства, которое будет наполнено формами и методами медиавоспитания, приоритетными нравственными ценностями. Мы считаем, что следует обратить внимание на позитивный потенциал современных медиа, выявить технологии, которые позволят участникам образовательного процесса эффективно взаимодействовать друг с другом. При этом необходимо помнить, что компьютерные технологии и средства массовой коммуникации выступают лишь средством, вспомогательным инструментом в достижении поставленной цели.
1. Mihaylova T. V. Vliyanie informatizacii na fizicheskoe i psihicheskoe zdorov'e sotrudnikov organov vnutrennih del // Teoriya i praktika sovremennoy nauki : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii : v 2 ch. Penza : Nauka i Prosveschenie, 2020. S. 160-165.
2. Kirillova N. B. Mediakul'tura: teoriya, istoriya, praktika. M., 2008. 496 s.
3. Chelysheva I. V. Sociokul'turnoe pole media: real'nost', kommunikaciya, chelovek. M. : MOO «Informaciya dlya vseh», 2016. 178 s.
4. Benin V. L., Urazmetov T. Z. Mify i real'nost' etnokul'turnogo prostranstva. Ufa : Vagant, 2010. 127 s.
5. Sergienko L. A. Kul'tura i grazhdanskoe obschestvo // Informacionnye resursy Rossii. 2007. № 6 (100). S. 3.
6. Zhizhina M. V. Problema mediabezopasnosti lichnosti v kontekste sovremennoy mediakul'tury // Sovremennoe kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo gumanitarnyh i social'nyh nauk: materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. Saratov : Izdatel'stvo «Saratovskiy istochnik», 2020. S. 726-734.