The article highlights the preventive activities of an investigator as one of the areas in which the forms of preventive actions can be implemented in relation to participants in criminal proceedings in order to reduce the number of crimes committed. However, taking into consideration the lack of legal regulation of the designated area of activity of an investigator, the efectiveness of the preventive activities of investigators is minimal.
investigator, preventive activity, investigation, criminal case, preliminary investigation, crime prevention, legal regulation
В структуре любых общественных отношений важным параметром эффективности представляется правовая основа. Исключением не являются и отношения, связанные с деятельностью следователя по отдельным направлениям, включая профилактику преступлений. В науке уголовно-процессуального права существует достаточное количество исследований, посвященных вопросам профилактической деятельности следователя [1]. Однако большинство авторов полагает, что действующее уголовно-процессуальное законодательство в недостаточной степени урегулировало вопросы обозначенного направления деятельности следователя, в связи с чем его реализация представляется малоэффективной [2]. Правовая основа профилактической деятельности следователя базируется на нормах Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), специальных федеральных законах, содержащих в себе положения по вопросам профилактики преступлений, а также ведомственных нормативных правовых актах. Как и при регулировании любых общественных отношений, Конституция Российской Федерации содержит в себе базовые нормы, на основе которых строиться вся система нормативного регулирования любых общественных отношений. Именно в положениях основного закона Российской Федерации определяется, что признание, закрепление, а также защита прав человека являются непосредственной обязанностью государства (ст. 2) [3]. Учитывая, что совершением преступлений нарушаются различные права и законные интересы граждан, государство обязано осуществлять комплекс действий, связанных с предотвращением преступности как негативного социального явления, среди которых фигурирует и профилактика, реализуемая различными субъектами. Уголовно-процессуальная деятельность следователя обеспечивается значительным количеством различных норм, основная часть из которых сосредоточена в УПК РФ. Следователь является неотъемлемым участником уголовного процесса, на плечи которого ложатся полномочия в области осуществления предварительного следствия. Следует указать, что целями предварительного следствия является необходимость достижения истины по расследуемому уголовному делу, а также обеспечение прав и законных интересов всех участников уголовного процесса. Эти и другие задачи решаются в процессе предварительного следствия с помощью различных механизмов. Вместе с тем УПК РФ достаточно скупо определяет обязанности следователя в сфере профилактической деятельности. По нашему мнению, следователь является одним из участников уголовного процесса, который может эффективно реализовывать различные направления профилактики преступлений. Анализ положений УПК РФ показал, что основной нормой, которую следует соотносить с обязанностями следователя в области профилактики преступлений, является ч. 2 ст. 73 УПК РФ. Обозначенная статья содержит в себе положения, связанные с обстоятельствами, подлежащими доказыванию, а ее ч. 2 определяет необходимость выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления. Однако законодатель не раскрывает содержание таких обстоятельств, что, по сути, способствует снижению эффективности обозначенной нормы [4]. В структуре положений УПК РФ существует еще одна норма, которая непосредственным образом затрагивает общественные отношения, связанные с реализацией профилактической деятельности следователя. Так, в ч. 2 ст. 158 УПК РФ определено, что если следователь в процессе предварительного следствия выявил обозначенные выше обстоятельства, то он вправе внести в организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Статьей также установлен месячный срок, в который должно быть рассмотрено вынесенное представление, после чего уведомлен следователь. В уголовно-процессуальной литературе отмечается, что профилактическая деятельность следователя не может ограничиваться лишь реализацией обозначенных норм УПК РФ. В частности, отдельные авторы указывают, что уголовно-процессуальное законодательство обязывает следователя осуществлять установление дополнительных обстоятельств по расследуемым уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними [5]. В соответствии со ст. 421 УПК РФ к таким дополнительным обстоятельствам относятся условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности [6]. Безусловно, обозначенное положение прямо соотносится с направлением необходимости осуществления следователем профилактики преступлений, в том числе несовершеннолетних. Кроме указанный положений, иных норм о профилактической деятельности следователя УПК РФ не содержит. Само понятие «профилактическая деятельность» закреплено в специальном нормативном правовом акте, который разрешает основные вопросы обозначенной деятельности. Так, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Закон) [7] под обозначенной деятельностью следует понимать совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Следует указать, что обозначенный нормативный правовой акт представляет собой основной источник правового регулирования профилактической деятельности субъектов системы профилактики противоправного поведения. Он закрепляет различные нормы, которые касаются вопросов профилактики противоправных деяний в Российской Федерации. Так, в структуре названного нормативного акта закреплены принципы рассматриваемой деятельности, выделены субъекты профилактики, их правовой статус, определены направления профилактики правонарушений и преступлений. Необходимо заметить, что в названном Законе существует отдельная норма, посвященная профилактическому учету. В частности, ст. 17 Закона закрепляет формы профилактического воздействия. Кроме того, в структуре норм вышеуказанного федерального закона существует положение о том, что для регулирования отношений, связанных с предупреждением противоправного поведения в отдельных сферах общественных отношений, могут приниматься иные федеральные законы, например, для обеспечения законодательного регламентирования должного предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних принят Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8]. Ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определяет субъектов системы профилактики противоправного поведения. Так, к числу таких субъектов отнесены федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы власти. В качестве одного из субъектов обозначенной системы законодатель определяет следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Безусловно, учитывая, что круг субъектов профилактики преступлений достаточно широкий, к таким субъектом следует относить и следователей иных следственных органов, включая следователей территориальных органов МВД России. Законом определены два вида профилактики преступлений: общая и индивидуальная. Индивидуальная профилактика представляет собой деятельность, направленную на воспитательное воздействие определенных субъектов (ст. 15). Следует заметить, что индивидуальной профилактике подлежат различные субъекты. Более того, в соответствии с положениями названной нормы федерального закона индивидуальная профилактика должна осуществляться и в отношении лиц, которые являются потерпевшими от преступлений. Таким образом, работа следователя с участниками процесса может являться составляющей индивидуальной профилактической деятельности. В свою очередь, индивидуальная профилактика преступлений, которая может реализовываться следователем, находится в структуре общей профилактической деятельности. В многочисленных исследованиях отмечается, что общая профилактика преступлений достигается путем превентивной деятельности, направленной на выявление и устранение причин и условий преступлений, оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения правонарушений и иного антиобщественного поведения [9]. По нашему мнению, в положениях УПК РФ, которые касаются обязанности следователей по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, речь в большей степени идет об общей профилактике преступлений. Кроме того, обозначенный выше федеральный закон выделяет формы профилактического воздействия, к которым законодатель относит правовое просвещение и правовое информирование, профилактическую беседу, объявление официального предостережения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий совершения преступления и др. Однако УПК РФ, регламентируя деятельность следователя, наделяет его лишь правом внесения представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений и иным нарушениям закона (ст. 158). Помимо названных, профилактическую деятельность следователя регламентируют ведомственные нормативные правовые акты, являющиеся руководящими для следственных подразделений МВД России, например, приказ МВД России от 9 января 2018 г. № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России» [10], который закрепил в себе типовые положения территориальных следственных подразделений, в которых оговорены основные функции и полномочия. К примеру, одной из функций территориальных следственных подразделений МВД России является обобщение и анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Анализ действующего законодательства позволяет нам сделать вывод о том, что оно не содержит достаточной регламентации профилактической деятельности следователя. Однако на основании системы законодательных актов о профилактике преступлений следователь является одним из субъектов такой системы, хотя реализация направлений профилактики преступлений может осуществляться в различных направлениях его деятельности. Полагаем, что такая деятельность должна реализовываться на протяжении всего хода предварительного следствия, начиная с этапа проверки сообщения о преступлении и заканчивая стадией завершения предварительного следствия. Безусловно, профилактика преступлений следователем должна осуществляться в процессе производства следственных действий, иных процессуальных действий, а не только сводиться к выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, на основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что на следователя возложены различные полномочия, которые он осуществляет в процессе производства предварительного следствия, где важное место занимает профилактика преступлений. Анализ законодательного регулирования обозначенных уголовно-процессуальных отношений позволяет нам утверждать, что имеющиеся в УПК РФ нормы о реализации профилактического воздействия следователем малоэффективны, так как сводятся лишь к необходимости выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Вместе с тем к элементам правовой основы обозначенных отношений следует также относить и нормы иных федеральных законов, которые являются основными в части организации профилактики преступлений в Российской Федерации, а основополагающее место среди них отведено Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Анализ положений Закона и ведомственных нормативных актов МВД Росии позволяет утверждать, что следователь является полноправным субъектом системы профилактики противоправного поведения, который наделен полномочиями в области профилактики преступлений, в частности, это проявляется в обязанности осуществления обобщения и анализа выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Таким образом, профилактическая деятельность следователя представляет собой одно из направлений его деятельности, в процессе которого могут быть реализованы формы профилактического воздействия в отношении участников уголовного судопроизводства в целях снижения количества совершаемых преступлений. Однако, учитывая недостатки правового регулирования обозначенного направления деятельности следователя, его профилактическая деятельности остается малоэффективной.
1. Vasiliev D. V. The specifcs of the preventive activity of the investigator // Legal almanac: a collection of scientifc papers. M., 2020. P. 60-62. (In Russ.)
2. Antonov A. I. Implementation by the investigator of the preventive function of criminal procedure law of the problem of law enforcement practice // Bulletin of economic security. 2021. № 2. P. 107-110. (In Russ.)
3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Ofcial Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 21.01.2023). (In Russ.)
4. Ugarova V. S. Features of the preventive activity of the investigator (interrogator) in the process of investigating recidivism // Legal sciences as a basis for the formation of human legal culture: a collection of articles of the International Scientifc and Practical Conference. 2020. P. 639-646. (In Russ.)
5. Didenko V. I., Leonova K. I. Features of the production of a preliminary investigation in relation to minors // Problems of law enforcement. 2018. No. 4. P. 74-78. (In Russ.)
6. Shcherbovskikh A. S. Investigator as a subject of crime prevention: legal foundations and forms of preventive activity // Synergy of Sciences. 2020. No. 46. P. 463-468. (In Russ.)
7. On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation : federal law Russian Federation on June 23, 2016 no. 182-FZ: // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. No. 26 (part 1). Art. 3851. (In Russ.)
8. On the basics of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency : federal law on June 24, 1999 no. 120-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1999. No. 26. Art. 3177. (In Russ.)
9. Gerasimov S. I. The future of crime prevention (to characterize the potential of the federal law «On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation») // Bulletin of the Russian Law Academy. 2018. No. 3. P. 45-51. (In Russ.)
10. On the bodies of preliminary investigation in the system of the Ministry of Internal Afairs of Russia : order of the Ministry of Internal Afairs of Russia dated January 9, 2018 no. 1. URL:// http://www.pravo.gov.ru. (date of access: 21.01.2023). (In Russ.)