г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Россия
УДК 376.56 с затруднённой приспособляемостью, вызванной особыми отношениями в семье и социальными обстоятельствами
В статье рассматривается проблема педагогической поддержки семей группы социального риска. Предлагается способ ее решения посредством использования педагогического инструментария, который рекомендуется сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, осуществляющих педагогические функции в отношении семей указанной категории. Инструментарий представлен педагогическими диагностическими методами (опрос, наблюдение) и собственно педагогическим инструментом – сетевая технология. Кроме того, среди диагностических инструментов упоминается методика уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса. Авторы четко определяют понятия педагогической поддержки, использующихся инструментов, дают их характеристики и оговаривают особенности использования в педагогической поддержке с семьей группы социального риска. Каждый из представленных методов проиллюстрирован конкретными примерами в деятельности инспектора по делам несовершеннолетних. Особое внимание уделено сетевой технологии как инструменту педагогической поддержки и ее конкретному применению.
педагогическая поддержка, семья группы социального риска, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, педагогический инструментарий, метод опроса, метод наблюдения, сетевая технология
1. Галагузова М. А., Мардахаев Л. В. Методика и технологии работы социального педагога. М.: Академия, 2008. 192 с.
2. Курипченко Ю. И. Семья группы социального риска как объект социально-педагогической деятельности // Среднее профессиональное образование. 2019. № 5. С. 12–15.
3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера». 2001. 480 с.
4. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 256 с.
5. Скляренко И. С. Коррекционная педагогика: курс лекций. М.: Изд-во МосУ им. В. Я. Кикотя. 2017. 350 с.
6. Андруник А. П. Диалектика природного, социального и превентивного в детерминации отклоняющегося поведения. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2018. 166 с.
7. Скляренко И. С., Чечикова И. В. Педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 156–164.
8. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. С. 58.
9. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
10. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. СПб. 1996. № 6. С. 71.
11. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Изд. Центр «Академия», 2007. С. 128.
12. Эльканова П. А. Педагогическое сопровождение социализации подростка: на примере Заполярья: дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 184 с.
13. Никифорова Н. В. Отличие педагогической поддержки от педагогического сопровождения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 9.
14. Курипченко Ю. И. Подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к работе с семьей группы социального риска: дис. … канд. пед. наук. М., 2021. С. 173–191.
15. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: БАХРАМ-М Самара. 2015. 672 с.
16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб: Питер. 2002. С. 585.
17. Скляренко И. С., Курипченко Ю. И., Демин Г. И. Сетевая технология как педагогический инструмент // Интернет-журнал «Психология и право». 2018. Том 8. № 4. С. 192–203.