В данной статье рассматриваются актуальные проблемы теории и практики, связанные с обучением личного состава сотрудников органов внутренних дел стрельбе из табельного оружия. Предлагаются оптимальные пути решения данных проблем в период прохождения службы в образовательных организациях системы МВД России.
сотрудник органов внутренних дел, курсант, огнестрельное оружие, учебные стрельбы, огневая подготовка
На современном этапе развития общества остро стоит вопрос осложнения криминогенной обстановки в стране и мире в связи с происходящими кризисными явлениями. По данным МВД России, за январь – ноябрь 2022 года количество преступлений, связанных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года возросло на 30,4 % [1]. Основными субъектами противодействия данному роду преступлений являются сотрудники органов внутренних дел, которые в связи с тенденцией к криминализации общества вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность в довольно сложных, а порой и экстремальных условиях, которые могут быть связаны с необходимостью применения огнестрельного оружия в случаях, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции»), регламентирующей правовые основания его использования [2]. Стоит отметить, что первичные навыки обращения с огнестрельным оружием многие действующие сотрудники получают еще в момент освоения образовательной программы в ведомственных вузах системы МВД России. Однако даже с учетом количества часов, отведенных на занятия «Огневая подготовка», на практике нередко возникают ситуации, при которых сотрудники полиции оказываются психологически недостаточно подготовленными к применению огнестрельного оружия. В связи с чем особую актуальность приобретает задача повышения качества профессионального образования как с точки зрения теоретических основ изучения данного вопроса, так и с точки зрения формирования значимых компетенций по обращению с огнестрельным оружием. Правовой основой, указывающей на необходимость получения навыков по обращению с оружием, является п. 4 ст. 18 ФЗ «О полиции» [2], в котором предусмотрено, что сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку к действиям, связанным с возможностью применения огнестрельного оружия. С теоретической точки зрения успех в приобретении и совершенствовании навыков применения табельного оружия зависит от следующих факторов: – знаний нормативной правовой базы, регламентирующей основания и порядок применения огнестрельного оружия. В данном случае считаем целесообразным на занятиях «Огневая подготовка» проводить опросы с дословным перечислением случаев, в которых допускается применение огнестрельного оружия, а также запретов и ограничений, связанных с его использованием. Кроме того, для лучшего запоминания каждого из оснований важно прибегать к моделированию практических ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения огнестрельного оружия. Это позволит четко запомнить все основания и в практической деятельности не раздумывать слишком долго, так как иногда от каждой потерянной секунды может зависеть жизнь и здоровье граждан или самого сотрудника. К нормативной правовой базе в данном случае относятся не только положения ФЗ «О полиции», но и положения Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), в отдельных статьях которого предусмотрена уголовная ответственность за неправомерное применение огнестрельного оружия (например, ст. 108 УК РФ, в диспозиции которой предусмотрена ответственность за убийство, совершенное с превышением мер, необходимых для задержания лица); – знаний материальной части оружия и его тактико-технических характеристик, а также знаний правил безопасного обращения с оружием. Данный аспект позволяет в случае возникновения задержек при стрельбе в максимально короткие сроки устранить выявленную неполадку в основных частях и механизмах табельного оружия, что дает возможность обеспечить безопасность в экстремальных условиях. Кроме того, знание тактико-технических характеристик позволяет принять правильное решение по необходимости применения данного оружия в конкретных условиях (например, в случае необходимости выстрела на дальней дистанции); – выработки профессионально-значимых качеств: настойчивости, целеустремленности, спокойствия, выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Данные качества приобретаются и совершенствуются у сотрудников во время всего периода обучения; – психологической подготовленности сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия. Существует ряд психологических проблем, связанных с боязнью применения табельного оружия в экстремальных случаях. Считаем целесообразным более подробно остановиться на данном аспекте [3, с. 72–74]. Боязнь применения огнестрельного оружия может быть связана с недостаточным знанием нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и основания его применения, о чем мы уже говорили ранее, и конкретно с боязнью производства выстрела. Отметим, что в момент производства выстрела на сотрудника действуют три основных фактора: звуковой, световой и кинетический эффекты. В связи с этим в теории дисциплины «Огневая подготовка» выделяют три типа людей: 1. «Акустики», для которых боязнь складывается на основе громкого хлопка, возникающего при производстве выстрела. Они начинают закрывать глаза в момент нажатия на хвост спускового крючка, от чего пуля попадает в мишень с некоторым смещением. Наиболее рациональным способом решения данной проблемы является использование защитных наушников для начала на учебных занятиях, плотно прилегающих к ушной раковине, что исключает проникновение громкой звуковой волны. Затем рекомендуется постепенно переходить к менее защищаемым наушникам. Со временем курсант сможет адаптироваться к громкому звуку и перестать реагировать на шум. 2. «Визуалы», для которых основной проблемой является страх вспышки, возникающей в момент производства выстрела. Проблему можно решить способом убеждения обучающегося в надежности оружия, а учебные стрельбы проводить в хорошо освещенных тирах, на стрельбищах и полигонах. 3. «Кинестетики», которые боятся отдачи оружия, а также в целом его внешнего вида. Здесь рекомендуется провести дополнительную беседу, разъяснив обучающемуся особенности производства выстрела из данного вида оружия, и поэтапную работу по преодолению страха. Также в рамках психологической подготовки должна быть организована разъяснительная работа о важности приобретения навыков стрельбы именно в практической деятельности, так как у многих обучающихся возникает повышенное чувство ответственности за результат стрельбы, связанный с выставлением неудовлетворительной оценки, что приводит к тремору рук и переживаниям. Отдельное внимание стоит обратить на общее состояние обучающегося. Тревожность, страх, нервозность и общее стрессовое состояние способствуют нарушению мозговой активности, отвлекают от цели занятия. Психологическая подготовка должна быть целенаправленной, ориентированной на каждого отдельного сотрудника органов внутренних дел, так как умение овладевать своими внутренними переживаниями, отгораживаться от них во время несения службы зависит от личностных качеств и от общего состояния здоровья. В связи с чем в рамках занятий «Огневая подготовка» должен реализовываться комплексный подход к воспитанию необходимых профессиональных качеств на психологическом уровне [4, с. 56]. Кроме того, навыки применения огнестрельного оружия зависят от сформированности профессионально значимых компетенций, связанных с применением огнестрельного оружия. Одной из распространенных проблем, возникающих в период обучения применения огнестрельного оружия, является ожидание выстрела, при котором сотрудник, боясь отдачи оружия за счет механической работы его основных частей, непосредственно перед выстрелом стремится компенсировать отдачу оружия. В связи с этим пуля поражает мишень ниже ее центра, что в практической деятельности может привести к трагическим последствиям. В данном случае преподаватель, ответственный за проведение учебных стрельб, должен обратить внимание на действия сотрудника, проработать проблему на месте производства выстрела в холостую путем правильной постановки изготовки обучающегося, показа правильного хвата и фиксации его руки в момент производства выстрела, а также отработать плавность нажатия указательного пальца на хвост спускового крючка. Н. Н. Пономарев в своем исследовании указывает, что одним из наиболее эффективных и необходимых навыков, которые должны приобретаться в рамках освоения образовательной программы по дисциплине «Огневая подготовка», является навык стрельбы «навскидку», так как в практической деятельности далеко не всегда получается выбрать правильную изготовку, хват и восстановить дыхание, особенно в экстремальных ситуациях. Этот навык позволяет в максимально короткие сроки произвести правильный выстрел без длительной предварительной подготовки, поскольку в таком случае выстрел производится не за счет совмещения мушки и целика, а за счет мышечной памяти рабочей руки. Согласно тому же исследованию чаще всего сотрудники полиции прибегают к использованию оружия на максимально сокращенной дистанции (до 7 метров) в условиях оказания вооруженного сопротивления законным требованиям сотрудника, что ставит под непосредственную угрозу его личную безопасность [5, с. 254–258]. Отметим, в настоящее время практика диктует необходимость ухода от традиционной методики преподавания дисциплины «Огневая подготовка», так как, по данным исследований, большая часть ситуаций, связанных с применением огнестрельного оружия, возникает в нестандартных условиях: плохой видимости, сумерек, в движении на любом виде транспорта, из-за укрытия и т. д. Однако практически невозможно обеспечить с устаревшей материально-технической базой образовательных организаций системы МВД России. Предполагается, что наиболее эффективными являются занятия, которые проводятся не в стенах тира, а на пересеченной местности – на специально оборудованных стрельбищах и полигонах в условиях, максимально приближенных к реальности. Сейчас сотрудник полиции должен умело применять огнестрельное оружие в специальном обмундировании, бронежилетах, в движении, в непривычных позах из-за естественных укрытий, при высоких психических и физических нагрузках. Только путем овладения такими практическими навыками может быть достигнута одна из основных целей дисциплины «Огневая подготовка» – обеспечение личной безопасности в условиях, связанных с применением оружия. На настоящее время можно выделить приемы и техники стрельбы, которые должны быть внедрены в образовательную программу данной учебной дисциплины: – прием стрельбы с прицеливанием по движущимся мишеням при ограниченности времени на производство каждого из выстрелов. Навык позволит максимально приблизить учебную ситуацию к реалиям жизни, так как вооруженный преступник не будет находиться на одном месте, начнет перемещаться и открывать ответный огонь, в связи с чем возникнет необходимость взять «упреждение» [6, с. 104–107]; – прием стрельбы без прицеливания («навскидку») по одной или нескольким мишеням. В таком случае сотрудник сумеет приучить себя к быстрому извлечению табельного оружия из кобуры и стрельбе за счет мышечной памяти, что немаловажно в практической деятельности; – действия сотрудников после применения огнестрельного оружия в случае получения преступником ранения или летального исхода. В соответствии с положениями ФЗ «О полиции» сотрудник обязан оказать первую доврачебную помощь пострадавшему; – прием стрельбы с сопутствующими отвлекающими элементами такими, как звук и свет. Так, например, стрельба в условиях с ограниченной видимостью позволит получить соответствующие навыки в непривычных условиях, при которых приходится производить выстрел практически вслепую. При приобретении данных практических навыков сотрудник полиции будет более подготовленным к действиям в условиях, связанных с применением оружия, что позволит обеспечить его личную безопасность, а также будет способствовать повышению его уверенности в собственных возможностях и устранит существующие психологические преграды. Таким образом, в рамках данной статьи были рассмотрены основные теоретические положения, касающиеся огневой подготовки сотрудников, выявлены существующие в практической деятельности проблемы и предложены соответствующие пути их решения. Необходимым в процессе изучения нормативной базы, регламентирующей порядок и основания применения огнестрельного оружия, является моделирование практических ситуаций в условиях, максимально приближенных к реальности, с целью более четкого запоминания алгоритма действий в экстремальных ситуациях. Кроме того, с учетом нынешних реалий полагаем, что учебный курс «Огневая подготовка» должен быть расширен и направлен на получение профессиональных навыков при применении оружия в нетипичных ситуациях, связанных с движением преступников в период огневого контакта, под воздействием сбивающего фактора.
1. В МВД сообщили о резком росте количества преступлений с использованием оружия и взрывчатки // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/16731063 (дата обращения: 21.01.2023).
2. О полиции : федеральный закон № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http//www.consultant.ru (дата обращения: 21.01.2023)
3. Косовский В. Б. Значение психологической подготовки сотрудников ОВД при стрельбе в условиях экстремальной ситуации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. 72-74.
4. Кобилецкий В. Ф. Методика огневой подготовки // Психопедагогика в правоохранительных органах. М., 2020. С. 56.
5. Пономарев Н. Н. Закрепление навыков стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия у курсантов, обучающихся по специализации «Деятельность специальных подразделений ОВД» // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. 2021. С. 254-258.
6. Олейник Д. В., Ленева Ю. Б. Некоторые особенности методики огневой подготовки сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 2. С. 104-107.